Морская библиотека
им. адмирала М. П. Лазарева
Одна из старейших библиотек России.
Основана в 1822 году.
Главная | О библиотеке | Морская библиотека в СМИ
Анонс
Морская библиотека им. М.П. Лазарева
Уникальная подборка изданий из коллекционного фонда Морской библиотеки имени адмирала М.П.Лазарева.

Морская библиотека в СМИ

06.09.2009г. -
Зачинатель корабельной фотографии

        В 2009 году исполняется 170 лет изобретению  Ж.Л.М. Дагерра – дагерротипии, послужившей основой
современной фотографии. С 1860 года фотографии стали использовать  в военно-морских целях. Были
разработаны целые программы  фотографических работ: получение снимков судов со входом и выходом в порты,
видов крепостей, батарей, удобных мест для  высадки, снимков военных иностранных судов. С идеей создания 
альбома фотографий иностранных кораблей, сделанных во время плавания корвета «Витязь» (1888г.) выступил
С.О. Макаров.  Возможностью  мгновенных  фотосъемок для оперативной разведки занимался мичман В.Д.
Менделеев, сын ученого Д. Менделеева. В 1893 году в России было впервые проведено подводное
фотографирование. Фотографии использовались и  в ходе гидрографических и картографических работ. Но,
пожалуй, одним из самых распространенных и любимых  видов морской фотографии стали фотоснимки
кораблей. Зачинателем корабельной фотографии  по праву считается морской офицер Н.Н. Апостоли. . Его
снимки кораблей стали уникальной летописью  российского флота.  В начале ХХ века  около 200 корабельных 
фотографий Н. Апостоли были помещены на почтовых открытках, и сразу же привлекли внимание  
коллекционеров-любителей. Сегодня  они представляют непреходящую ценность для тех, кто интересуется
историей отечественного флота.….. В Морской библиотеке хранятся 22 подлинные почтовые открытки Н.Н.
Апостоли, выпущенные в 1903-1904 годах.

                    -х-х-х-х-х
       
        Фамилия Апостоли появилась в российском флоте в период, когда корабли 1-й Архипелагской экспедиции
Балтийского флота действовали на Средиземном море. Среди греческих патриотов, сражавшихся с турками в
составе русской эскадры, оказался волонтер по фамилии Апостоли. После окончания войны он с российскими
кораблями ушел в Россию. Его потомок -  дед Николая Николаевича – Апостоли Василий Георгиевич занимался
строительством кораблей Черноморского флота, являлся членом  Ученого  кораблестроительного комитета
России. Отец его – Николай Васильевич -  плавал на кораблях  Черноморского флота. Во время Крымской войны
он находился в рядах защитников Севастополя, получил ранение в голову, от последствий которого скончался в
1868 году. А вскоре умерла мать. Семилетнего мальчика взяла на воспитание семья адмирала Г.И. Бутакова, жена адмирала   была его  родной теткой .  (Славную  династию морских офицеров Апостоли продолжил сын Николая Апостоли -  Борис Николаевич. Перед Великой Отечественной войной он  был заместителем начальника ВВМУ им. М.В. Фрунзе, а с марта  по ноябрь 1941 года – начальником  Черноморского ВВМУ в Севастополе. С
подходом немцев  к Севастополю училище было эвакуировано, а из курсантов сформирован курсантский полк .
Капитан 1 ранга  Б.Н. Апостоли был назначен его командиром. Полк сражался на передовой линии в составе 56
армии).
          В 1879 году Николай Апостоли  поступает в Санкт-Петербургское Морское училище, по окончанию
которого зачисляется  во 2-й флотский экипаж Балтийского флота. Приблизительно в   это же время  начинается
фотографическая карьера Апостоли. Именно тогда он  покупает   свою первую фотографическую камеру. В 1886 году мичман Н. Апостоли  уходит в кругосветное плавание на клипере «Наездник » .  Одновременно с
«Наездником» в заграничном плавании находились  броненосный фрегат «Дмитрий Донской», на котором плавал
 двоюродный брат Апостоли  Алексей Бутаков,  корвет «Витязь» под командованием капитана 1 ранга С.О.
Макарова и корвет «Рында», на котором в должности мичмана плавал великий князь Александр Михайлович. При
встречах русские корабли обменивались визитами, фотографировались:  на русских судах всячески поощрялось 
занятие фотографией.  Во время многомильных переходов «Наездника» Апостоли снимает сцены каждодневной
корабельной жизни, запечатлевает артиллерийские учения, уборку палубы, сцены обеда и отдыха команды. Не
менее интересны фотографии, сделанные им  во время стоянок в иностранных портах.
В 1893 году, произведенный за отличие в лейтенанты, Н. Апостоли становится   участником похода русской
эскадры в США, на празднование 400-летия открытия Америки. Двумя годами позже, будучи уже признанным
мастером морской  фотографии, Николай Апостоли командируется в Германию на торжества, связанные  с
открытием  Кильского канала: он имел секретное поручение – сфотографировать укрепления и инженерные
сооружения в Киле.
        В 1900 году после учебы в  Минных и Артиллерийских  классах, Н. Апостоли назначают  на должность
флаг-офицера в штаб Практической эскадры Балтийского флота. В 1907 году он начинает  службу в оперативном отделе  Кронштадтского порта. В 1910 году Н. Апостоли присваивают чин капитана 1ранга и назначают начальником Службы наблюдения и связи Балтийского флота. Заняв этот пост, Н. Апостоли  не оставляет своего увлечения фотографией. Камерой и телеобъективом им сделаны многочисленные снимки побережья Балтийского моря. Интересны его специальные снимки учебные стрельб, на  которых  воспроизведены  взрывы мин, выстрелы торпедой и т.п.
        Специфика съемок на море заставила Н. Апостоли искать пути усовершенствования фотографических аппаратов. Он создал «Двойные камеры с парными  равнофокусными объективами», с помощью которых представлялась возможность фотографировать движущие корабли, когда  сам  снимающий находился в движении: на шлюпке,  на пароходе, во время качки. Кроме того,  Н. Апостоли были построены камера с телеобъективом, позволяющим производить съемки с больших расстояний, и аппарат для подводной съемки.   Создание  этих уникальных фотоаппаратов принесло ему мировую известность.
        Любимым объектом для съемок   Н. Апостоли стали военные корабли. Его снимки боевых кораблей,
вспомогательных, учебных и других военных судов стали уникальной фотолетописью почти всего российского
флота того времени. Снимки кораблей  отличались высоким качеством,  воспроизведением мельчайших деталей,
выразительностью и  четкостью. Апостоли, как никто другой, умел выбрать наиболее удачный ракурс, показать
самые характерные черты того или иного корабля . Мастерство Николая Николаевича было отмечено Серебряной медалью на выставке Российского Технического Общества и первой премией на Международном конкурсе английской фирмы "Ильфорд». Большинство снимков  сразу же нашли применение в различных корабельных справочниках, альбомах, журналах и книгах, связанных с военно-морской тематикой.( В фондах Морской библиотеки хранится альбом «Русский военный флот. Иллюстрированная история со времен Петра Великого до настоящего времени. 1689-1905". Он был издан в 1904 году, предназначался для массового читателя. Иллюстрации  для этого издания непосредственно отбирались Н. Апостоли,  а  изображения российских кораблей начала ХХ века были сделаны с его оригиналов. 
         Для широкой публики имя Н. Апостоли связано с изданной им в 1902- 1907 гг. номерной серии почтовых
карточек с изображением военных  кораблей. В 1902 года военная цензура  дает разрешение на выход первой
серии почтовых открыток,  выполненных по фотографиям Апостоли. Свет увидело  около двухсот открыток.
Корабельные  открытки сразу же привлекли внимание коллекционеров-любителей,  в  собраниях  которых они и 
обрели «вечную стоянку».   Благодаря открыткам Н. Апостоли, мы сегодня имеем возможность увидеть
прекрасные неретушированные изображения кораблей и судов русского флота: здесь первые броненосные
батареи "Первенец", "Не тронь меня" и броненосцы русско-японской войны, паруснопаровые клиперы "Вестник",
"Крейсер" и внушительные четырехтрубные крейсеры "Россия" и "Громобой", первый в мире минный
заградитель "Буг" и изящные императорские яхты «Полярная звезда», «Штандарт».На почтовых открытках 
нашли изображения и корабли Черноморского флота: крейсеры «Адмирал Нахимов», », «Память
Меркурия»,»Алмаз», эскадренные броненосцы  «Три Святителя.»,»Синоп», «Чесма»,пароход «Великий Князь
Константин»,и многие другие. Открытки Н. Апостоли сохранили дыхание того  времени, сохранили  особенности
архитектуры и вооружения  кораблей, давно уже сгинувших в огне войн и переворотов. Мы видим эти прекрасные творения человеческого духа  как бы глазами современников.. . Корабельные открытки Н. Апостоли принесли огромную пользу российскому  флоту, привлекая к нему внимание и предопределяя жизненный путь многих и многих  молодых людей…
        Надо сказать, что  подавляющее большинство корабельных открыток, изданных  в начале ХХ века,  являются репродукциями с открыток Н. Апостоли. Для тех читателей, которые в своих коллекциях имеют  такие открытки  и хотели  бы знать, если ли  среди них  подлинные корабельные открытки Н. Апостоли,
думается, интересны будут  некоторые сведения,  взятые из статьи В. Бильдина "Богатейшее историческое
наследие». Статья  помещена  в Интернете по адресу:      http://vystavka.pp.net.ua/publ/1
        В1902 году Н. Апостоли представил образцы своих работ в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию
Художеств,  был там зарегистрирован и получил соответствующий штамп. С тех пор подлинные открытки
мастера выпускались под грифом «Издание Н. Апостоли».. Всего свет  увидело  около 160 номеров открыток.
Последняя серия открыток Н. Апостоли, вышедшая  небольшим тиражом, была издана в 1907 году и показывала
новейшие эскадренные миноносцы, построенные на добровольные пожертвования. Номерные (серийные) фотографии Н. Апостоли  выпускались в России и в Германии: открытки, отпечатанные в России в издательстве Товарищество Голике и Вильборг. (С.-Петербург)  были черно-белые, печатались способом высокой   печати. Открытки, отпечатанные в Германии ( Типография Otto Leder, город Мейсен) имели желтоватый фон и были отпечатаны способом фототипия. Кроме того, открытки отличались по величине печатаемого на них изображения корабля: на одних открытках изображение корабля занимает всю ее целиком, а на других только часть.  Есть случаи, когда один и тот же номер стоит на нескольких открыток. Это связано с тем, что снимки корабля помещены под различными ракурсами. Есть одинаковые открытки с одинаковыми номерами, но с добавлением к номеру буквенного обозначения. Есть среди них так называемые «ошибки», где наименование не соответствует изображению корабля. Есть  открытки, выпущены в цветном исполнении.. В библиографическом отделе  Морской библиотеки  собрана  информация о всех номерных корабельных фотографиях Н.Н. Апостоли. Мы рады поделиться этой информацией с нашими читателями и    коллекционерами. А в фондах библиотеки  хранятся подлинные  открытки Апостоли 1903-1904 годов , изданные как Товариществом Голике и Вильборг,  так и  в типографии Otto Leder , среди них  крейсер 2 ранга «Адмирал Нахимов», эскадренный миноносец «Бравый», (номер 121), плавучая мастерская «Ангара» (номер149), плавучий госпиталь Красного Креста «Орел» (номер 145),  броненосец береговой обороны «Адмирал Спиридов», (номер 141), эскадренный броненосец «Слава» (номер 144),крейсер «Рион»,(номер142) – всего 22 окрытки…
        Советское время наложило свой отпечаток на развитие корабельной фотографии. Заметно понизилось качество типографской продукции. Изображения  военных кораблей  подавалось в сильно ретушированном варианте. Единственная серия открыток (примерно 30 штук), которая имела приемлемое качество печати, была выпущена перед Великой Отечественной войной издательством "Искусство" с негативов Э.Ханкина и М.Редкина и называлась "Краснознаменный Балтийский флот». После войны официально фотографии кораблей выпускались
только Центральным Военно-Морским музеем: на открытках, из-за слишком усердного засекречивания, флот 
почти  не присутствовал. Но зато широкое распространение в это и последующее время получила любительская
ка боевых и вспомогательных кораблей Советского ВМФ. Их фотографировали везде: на стоянках и в
дальних походах, на стрельбах, на заводах. Фотографии эти были   открыточного формата, удобного для хранения в альбомах.  Сегодня -  это  бесценные свидетельства истории отечественного флота.…..
        И последнее:
        Дальнейшая судьба Н. Апостоли  похожа на судьбы многих русских офицеров. Сразу после революции Н.Н.
Апостоли, в чине контр-адмирала,  ушел в отставку. В 1918 году был арестован Петроградской ЧК, но за
недоказанностью преступления вскоре был освобожден.  В 1924-1926 годах Н.Апостоли работал заведующим
отолабораторией Политического управления Революционного Военного совета Морских сил Балтийского флота,
заведовал фототехнической лабораторией Музея истории Ленинграда. С 1926 года преподавал фотодело
курсантам высшего  военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. В 1930 году был опять арестован. Дальнейшая
судьба его не совсем ясна. Скончался  Н.Н. Апостоли в 1937 году. Реабилитирован в 1989 году.
                                                 

    С.  Карпова,
заведующая методико-библиографическим отделом
 Морской библиотеки им. М.П. Лазарева.




 

© 2009. Все права защищены.
299001, г.Севастополь,
проспект Нахимова 7
8 (8692) 54-33-15
8 (8692) 54-37-58
О библиотеке   |   Отделы   |   Ресурсы   |   Услуги   |   Друзья   |   Партнеры   |   Контакты