Морская библиотека в СМИ
17.09.2013г. -
С "лейкой" и блокнотом...
"Флаг Родины", 14 сентября 2013 года, №102 (26865)
Фотокорреспондент газеты "Красный флот" Борис Шейнин,
автор фото - Е. Халдей, 1941 г.
Работа над этими проектами каждому из фотографов запомнилась интересным общением. Почти во всех случаях ветераны рассказывали о времени и о себе, доставали фотографии из семейных архивов. Это было своеобразным актом доверия, а нередко звучавшая при этом фраза: "Возьмите, пусть это увидит свет" настраивала на дальнейшую работу.
Среди тех, кто, отдавая ценные архивные негативы и фотографии, сказал именно так, была и дочь легендарного хроникера обороны и освобождения Севастополя Бориса Шейнина Тамара Борисовна. А еще в прошлом корреспондент газеты "Флаг Родины" и жительница блокадного Ленинграда Надежда Викторовна Евстигнеева. Это она предоставила уникальные кадры о войне фотокоров "Флажка" Николая Щеглова и Александра Соколенко.
- Откуда? Каким образом удалось сохранить? - эти вопросы я задала Надежде Викторовне и услышала в ответ удивительную историю о том, как в преддверии 50-летнего юбилея "Флажка" ей, журналисту, увлеченному фотосъемкой, главный редактор газеты капитан 1 ранга Валентин Федорович Гречухин поручил подобрать для праздничной выставки, запланированной в Доме офицеров флота, серию архивных пленок и сделать фотопробники.
Тогда-то она и получила доступ к историческим архивам Александра Соколенко и Николая Щеглова. Пленки оказались аккуратно нарезаны и разложены по конвертам с поясняющими надписями. Надежда Викторовна все сделала, как поручили, и, выполнив задание, вернула материалы в редакционный архив.
При этом предусмотрительно продублировала фотопробники - на всякий случай. Впоследствии она сохранила их как память о работе в газете. Они словно ждали своего часа и... дождались.
Тема войны сейчас вызывает неподдельный интерес многих, в том числе молодых людей. Фотографии, копии документов, исследования - все это регулярно выкладывается и обсуждается в сети Интернет. Иные фотоснимки потрясают своей реалистичностью. Вот она, правда о войне, не отполированная современным киношным глянцем, не откорректированная поствоенной идеологией.
А самое главное - представленные кадры отражают жизнь сражающегося, а затем и возрождающегося города.
У каждой фотографии - своя история. Некоторые настолько интересны, что о них просто невозможно не рассказать. Например, о снимке под названием "Взрыв фашистского самолета". Его появление было связано с присвоением крейсеру "Красный Крым" гвардейского звания.
Газете "Красный флот" срочно понадобился снимок героического крейсера, ведущего огонь по противнику. Для того Борис Шейнин отправился на съемку. По дороге встретил мчавшегося на "эмке" коменданта главной базы флота, который сообщил об ожидаемом налете вражеской авиации и предложил место в машине. Через некоторое время в небе на самом деле появились немецкие бомбардировщики, по которым открыли огонь наши зенитки. Как раз от попадания одного из таких снарядов и взорвался немецкий самолет.
"Инстинктивно защищая голову от осколков, поднимаю руки с фотоаппаратом и наугад щелкаю. Тяжелый, раскаленный обломок от мотора самолета с воем падает недалеко от комендантской эмки , - так описывает этот эпизод сам Борис Шейнин в книге "В объективе ВОЙНА". А потом рассказывает о том, как, проявив пленку в убежище под Краснофлотским бульваром да еще и в мазутной воде и затем рассмотрев кадр на фоне яркого диска луны, воскликнул: "Ура, снимок будет редчайший!"
Он не ошибся - через несколько дней фотография была опубликована в газете "Красный флот". Редактор объявил благодарность и даже выплатил фотокору гонорар в 500 (!) рублей. На что корреспондент газеты "Красный черноморец" Александр Соколенко пошутил: "Весь экипаж фашистского самолета не стоит таких денег".
Кстати, вскоре этот самый снимок появился на обложке престижного английского журнала, а подпись под фото гласила: "Леди и джентльмены! Смотрите, как разлетаются на куски фашистские захватчики".
Фронтовые фотокоры были отчаянно смелы. За редким кадром бесстрашно рвались в самое пекло и, если получали командирское "добро", не щадили себя. Но при этом помнили о таких непреложных профессиональных правилах, как композиция, ракурс, сюжет.
Все представленные фотографии - будь на них эпизод боя или встреча на корабле - очень грамотно и профессионально скомпонованы. Это трудно представить в полной мере теперь, когда современная фототехника предполагает функцию приближения объекта съемки. А ведь тогда не было дальномерных объективов.
И не случайно в те стародавние времена фотографы считались небожителями, а самому фотоделу обучали на профильных факультетах в институтах.
К слову, тот же Борис Шейнин как-то подсчитал, что все сделанные им военные девять тысяч кадров отражают лишь три минуты войны, то есть на каждую секунду пришлись несколько кадров. Интересная статистика, не правда ли?
Александра Соколенко можно тоже назвать фотографом от Бога. Он также был фронтовиком, разведчиком 8-й бригады морской пехоты. О самом Соколенко, к сожалению, сегодня немногое известно: краткие строчки биографии, перечисление боевых наград не дают понимания того, каким был этот человек. Эта личность. Севастопольскую оборону снимал на кораблях и в частях морской пехоты, участвовал в съемках в Новороссийске, Керчи, Феодосии, во время освобождения Севастополя. Скупо! Зато сделанные им фотографии говорят об авторе красноречивее любых слов.
Собственно, снимков на выставке представлено не так-то много - примерно полсотни. Но каждый отличает непередаваемый магнетизм искренности, заставляющий переходить от одной фотоработы к другой и возвращаться обратно.
На некоторых снимках - вполне мирные сцены: например, эпизод посещения супруга британского премьера Клементины Черчилль Севастополя в 1945 году. Или вот еще: Аркадий Райкин среди бойцов и офицеров Черноморского флота (1944 год). А рядом - из категории актуального - фото под названием "Работы по восстановлению Краснофлотского бульвара".
Выставка рассказывает о многом, но одновременно заставляет задуматься. О неизвестных героях, случайно или не случайно попавших в кадр, о местах съемок, вроде бы знакомых, но неуловимо ускользающих в сознании. Наконец, о самих авторах, легкий ироничных прищур в глазах которых "цепляет" взгляд. Такими они были: красивыми, молодыми, веселыми, талантливыми... И если добавить слово Коллегами, то только с большой буквы.
Да вы придите и увидите сами. Открытие сегодня в 11.00 в Морской библиотеке. Экспозиция так и называется: "С "лейкой" и блокнотом".
С "лейкой" и блокнотом...
Сама идея выставки, которая сегодня открывается в вестибюле Морской
библиотеки имени адмирала М.П. Лазарева в рамках социального проекта
"Вместе пишем историю Севастополя", принадлежит редактору журнала
"Севастополь. Неизвестные страницы" Наталье Гарматий, которая поделилась
своей идеей и вовлекла в работу творческий союз "Севастопольский фотосалон".
Не случайно именно их - в течение последних нескольких лет они создавали
народные фотопроекты, посвященные жителям блокадного Ленинграда и
севастопольцем, чьих судеб коснулась Великая Отечественная война.
Фотокорреспондент газеты "Красный флот" Борис Шейнин,
автор фото - Е. Халдей, 1941 г.
Работа над этими проектами каждому из фотографов запомнилась интересным общением. Почти во всех случаях ветераны рассказывали о времени и о себе, доставали фотографии из семейных архивов. Это было своеобразным актом доверия, а нередко звучавшая при этом фраза: "Возьмите, пусть это увидит свет" настраивала на дальнейшую работу.
Среди тех, кто, отдавая ценные архивные негативы и фотографии, сказал именно так, была и дочь легендарного хроникера обороны и освобождения Севастополя Бориса Шейнина Тамара Борисовна. А еще в прошлом корреспондент газеты "Флаг Родины" и жительница блокадного Ленинграда Надежда Викторовна Евстигнеева. Это она предоставила уникальные кадры о войне фотокоров "Флажка" Николая Щеглова и Александра Соколенко.
- Откуда? Каким образом удалось сохранить? - эти вопросы я задала Надежде Викторовне и услышала в ответ удивительную историю о том, как в преддверии 50-летнего юбилея "Флажка" ей, журналисту, увлеченному фотосъемкой, главный редактор газеты капитан 1 ранга Валентин Федорович Гречухин поручил подобрать для праздничной выставки, запланированной в Доме офицеров флота, серию архивных пленок и сделать фотопробники.
Тогда-то она и получила доступ к историческим архивам Александра Соколенко и Николая Щеглова. Пленки оказались аккуратно нарезаны и разложены по конвертам с поясняющими надписями. Надежда Викторовна все сделала, как поручили, и, выполнив задание, вернула материалы в редакционный архив.
При этом предусмотрительно продублировала фотопробники - на всякий случай. Впоследствии она сохранила их как память о работе в газете. Они словно ждали своего часа и... дождались.
Тема войны сейчас вызывает неподдельный интерес многих, в том числе молодых людей. Фотографии, копии документов, исследования - все это регулярно выкладывается и обсуждается в сети Интернет. Иные фотоснимки потрясают своей реалистичностью. Вот она, правда о войне, не отполированная современным киношным глянцем, не откорректированная поствоенной идеологией.
А самое главное - представленные кадры отражают жизнь сражающегося, а затем и возрождающегося города.
Авторское название "Конец фашистскому стервятнику",
автор Б. Шейнин, 1941 г.
автор Б. Шейнин, 1941 г.
У каждой фотографии - своя история. Некоторые настолько интересны, что о них просто невозможно не рассказать. Например, о снимке под названием "Взрыв фашистского самолета". Его появление было связано с присвоением крейсеру "Красный Крым" гвардейского звания.
Газете "Красный флот" срочно понадобился снимок героического крейсера, ведущего огонь по противнику. Для того Борис Шейнин отправился на съемку. По дороге встретил мчавшегося на "эмке" коменданта главной базы флота, который сообщил об ожидаемом налете вражеской авиации и предложил место в машине. Через некоторое время в небе на самом деле появились немецкие бомбардировщики, по которым открыли огонь наши зенитки. Как раз от попадания одного из таких снарядов и взорвался немецкий самолет.
"Инстинктивно защищая голову от осколков, поднимаю руки с фотоаппаратом и наугад щелкаю. Тяжелый, раскаленный обломок от мотора самолета с воем падает недалеко от комендантской эмки , - так описывает этот эпизод сам Борис Шейнин в книге "В объективе ВОЙНА". А потом рассказывает о том, как, проявив пленку в убежище под Краснофлотским бульваром да еще и в мазутной воде и затем рассмотрев кадр на фоне яркого диска луны, воскликнул: "Ура, снимок будет редчайший!"
Он не ошибся - через несколько дней фотография была опубликована в газете "Красный флот". Редактор объявил благодарность и даже выплатил фотокору гонорар в 500 (!) рублей. На что корреспондент газеты "Красный черноморец" Александр Соколенко пошутил: "Весь экипаж фашистского самолета не стоит таких денег".
Кстати, вскоре этот самый снимок появился на обложке престижного английского журнала, а подпись под фото гласила: "Леди и джентльмены! Смотрите, как разлетаются на куски фашистские захватчики".
Фронтовые фотокоры были отчаянно смелы. За редким кадром бесстрашно рвались в самое пекло и, если получали командирское "добро", не щадили себя. Но при этом помнили о таких непреложных профессиональных правилах, как композиция, ракурс, сюжет.
Все представленные фотографии - будь на них эпизод боя или встреча на корабле - очень грамотно и профессионально скомпонованы. Это трудно представить в полной мере теперь, когда современная фототехника предполагает функцию приближения объекта съемки. А ведь тогда не было дальномерных объективов.
И не случайно в те стародавние времена фотографы считались небожителями, а самому фотоделу обучали на профильных факультетах в институтах.
К слову, тот же Борис Шейнин как-то подсчитал, что все сделанные им военные девять тысяч кадров отражают лишь три минуты войны, то есть на каждую секунду пришлись несколько кадров. Интересная статистика, не правда ли?
Александра Соколенко можно тоже назвать фотографом от Бога. Он также был фронтовиком, разведчиком 8-й бригады морской пехоты. О самом Соколенко, к сожалению, сегодня немногое известно: краткие строчки биографии, перечисление боевых наград не дают понимания того, каким был этот человек. Эта личность. Севастопольскую оборону снимал на кораблях и в частях морской пехоты, участвовал в съемках в Новороссийске, Керчи, Феодосии, во время освобождения Севастополя. Скупо! Зато сделанные им фотографии говорят об авторе красноречивее любых слов.
Собственно, снимков на выставке представлено не так-то много - примерно полсотни. Но каждый отличает непередаваемый магнетизм искренности, заставляющий переходить от одной фотоработы к другой и возвращаться обратно.
На некоторых снимках - вполне мирные сцены: например, эпизод посещения супруга британского премьера Клементины Черчилль Севастополя в 1945 году. Или вот еще: Аркадий Райкин среди бойцов и офицеров Черноморского флота (1944 год). А рядом - из категории актуального - фото под названием "Работы по восстановлению Краснофлотского бульвара".
Выставка рассказывает о многом, но одновременно заставляет задуматься. О неизвестных героях, случайно или не случайно попавших в кадр, о местах съемок, вроде бы знакомых, но неуловимо ускользающих в сознании. Наконец, о самих авторах, легкий ироничных прищур в глазах которых "цепляет" взгляд. Такими они были: красивыми, молодыми, веселыми, талантливыми... И если добавить слово Коллегами, то только с большой буквы.
Да вы придите и увидите сами. Открытие сегодня в 11.00 в Морской библиотеке. Экспозиция так и называется: "С "лейкой" и блокнотом".
Евгения ЩЕРБАКОВА
Фоторепродукции Татьяны Горбачевой
Фоторепродукции Татьяны Горбачевой