Морская библиотека
им. адмирала М. П. Лазарева

Одна из старейших библиотек России.
Основана в 1822 году.

Главная | Рекомендуем почитать | Календарь знаменательных дат
Анонс

Морская библиотека им. М.П. Лазарева

Уникальная подборка изданий из коллекционного фонда Морской библиотеки имени адмирала М.П.Лазарева.

17.12.2013г. -
Час истории: "Жизнь и творчество Валерия Брюсова"
Час истории, посвященный 140- летию со дня рождения Валерия Брюсова
 -  русского поэта, прозаика, драматурга, переводчика и  литературоведа:

 «Жизнь и творчество Валерия Брюсова».



Ты знаешь, чью любовь мы изливаем в звуки?
Ты знаешь, что за скорбь в поэзии царит?
То мира целого желания и муки,
То человечество стремится и грустит.
В моленьях о любви, в мучениях разлуки
Не наш, а общий стон в аккордах дивных слит.
Страдая за себя, мы силою искусства
В гармонии стиха сливаем мира чувства.
                                               В. Брюсов

Валерий Брюсов - русский писатель, поэт-символист и переводчик, автор более 80 книг стихотворений, прозы, критики и переводов. Он является основоположником русского символизма. В своем творчестве, видимо не без юмора, использовал псевдонимы: Пятнистый ягуар, Спиппер, К. Веригин, Аврелий, Бакулин, Нелли. 
Валерий Яковлевич родился в Москве в купеческой семье. Учился в частных московских гимназиях - Ф. И. Креймана (1885-1889) и Л. И. Поливанова (1890-1893), после чего поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1899 году. Отличался глубокой эрудицией. В 1896 году женился на Иоанне Матвеевне Рунт, которая после смерти Брюсова стала хранителем его архива и издателем наследия мужа. В 1900-1916 гг. являлся одним из руководителей издательства "Скорпион". В 1904-09 гг. - фактическим редактором журнала "Весы", а после закрытия журнала - с сентября 1910 года возглавляет литературно-критический отдел в журнале "Русская мысль". В период первой мировой войны пять месяцев пребывал на фронте в качестве военного корреспондента от одной из самых распространенных русских газет "Русские ведомости".

 

В. Я. Брюсов приветствовал Октябрьскую революцию. В 1917-19 гг. возглавлял комитет по регистрацию печати, заведовал Отделом научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса, а в 1920 году вступил в Коммунистическую партию. А уже через год создает и возглавляет Высший литературно-художественный институт - предтечу Литературного института. Также преподавал в Коммунистической академии и в Институте слова. А в 1923 году он был даже избран Почетным председателем редакционной коллегии общества филателистов.
Писать начал рано (одно из самых ранних произведений - комедия "Лягушка", написанная в возрасте 4 лет). Первая публикация - "Письмо в редакцию" детского журнала "Задушевное слово" (1884).
В рукописном журнале "Начало", выходившем в третьем классе гимназии Креймана, Валерий, его редактор, печатает свои первые стихи. Там же помещает рассказ "из индейского быта" под названием "Орлиное перо". Там же печатается и его первое фантастическое произведение - повесть в духе Жюля Верна "На Венеру". Часть произведений появляется под псевдонимами Пятнистый ягуар и Спиппер. В 1894-1895 годах вышли три сборника стихотворений "Русские символисты", в которых были напечатаны в основном стихи самого Брюсова под разными псевдонимами. Тогда же он начал переводить французскую (Верлен, Малларме, Лафорг) и английскую (Байрон, Уайлд) на русский язык. Позднее много переводил армянскую, финскую и латышскую поэзию, произведения Данте, Эдгара По, М. Метерлинка и др. Перевел также эпическую поэму "Энеиду" Вергилия. Он был также признанным специалистом по римской поэзии, подробно исследовал тексты Пушкина и Тютчева, исследовал творчество Н. Гоголя, разрабатывал теорию русского стиха. Интересен тот факт, что в 1923 году, к 50-летию поэта, правительство Армении присвоило Брюсову почетное звание народного поэта Армении (за редактирование уникальной антологии "Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней", 1916).
 


В. Я. Брюсов был очень плодовитым автором. Наглядным примером этому может служить тот факт, что, когда ему было сорок лет (срок по литературным понятиям отнюдь не зрелый), издательство "Сирин" приступило к выпуску 25-томного собрания его сочинений, куда вошли поэзия и драмы, рассказы и романы, литературно-критические статьи и переводы (правда, издание было не завершено).
Немало им также сделано и в фантастике. Самым крупным произведениям этого жанра стал роман "Гора Звезды", над которым автор работал с 1895 по 1899 год. Опубликован роман был лишь в 1975 году в "молодогвардейском" сборнике "Фантастика". Основная нить сюжета состоит в том, что еще в XIII веке нашей эры на Землю, оказывается, прибыли марсиане и создали в Центральной Африке свое замкнутое государство.
В первом прозаическом сборнике Брюсова "Земная ось" (1907), выпущенном издательством "Скорпион", присутствуют почти все фантастические рассказы, а также драма "Земля", в которой человечество гибнет в результате экологической катастрофы.
Кроме того, на его счету незаконченные рассказы "Восстание машин" (1908) и "Мятеж машин" (1914), а также антиутопия "Республика Южного Креста" (1904-1905). В рассказе "Ночное путешествие" (1913) герой вместе с самим Дьяволом отправляется в путешествие на одну из планет в созвездии Ориона. В космическом пространстве происходит действие и неоконченной пьесы "Мир семи поколений" (1923, впервые опубликована в 1973). Сюжет разворачивается на обитаемой комете, которая приближается к Земле, жители которой стали перед дилеммой: должна ли менее развитая цивилизация жертвовать собой ради более совершенной.
А в драме "Диктатор", написанной в голодном 1921 году, так и не поставленной на сцене при жизни писателя, мир рушиться из-за демографического взрыва, предвестником всемирного голода. Пользуясь моментом всю власть узурпировал Председатель Центро-Совета, вознамерившись стать властелином диктатором.
Последним строго научно-фантастическим произведением Брюсова является повесть "Первая междупланетная экспедиция", где рассказывается о полете на Марс. Над этой повестью писатель работал уже после революции в 1920-1921 годах, а опубликована была только в 1976 году. Кстати, в 1918-19 годах Брюсов работал еще над одним "марсианским" произведением - рассказом "Экспедиция на Марс", который в свою очередь также остался незаконченным.
Писатель занимался также и теоретической разработкой проблем научно-фантастической литературы. В неопубликованной статье "Пределы фантазии" он намечает "три приема, которые может использовать писатель при изображении фантастических явлений: 1. Изобразить иной мир - не тот, где мы живем. 2. Ввести в наш мир существа иного мира. 3. Изменить условия нашего мира.
В 1916 году Брюсов читал в народном университете лекции об Атлантиде. В его архиве сохранились многочисленные неопубликованные рукописи и заметки об этом легендарном континенте.
Вполне возможно, что пионерской работой отечественного фантастоведения можно считать исследование В. Я. Брюсова "Испепеленный. К характеристике Гоголя" (1909), в которой поэт характеризует великого писателя как романтика и фантаста, опираясь, в своих выводах, на фантастическую тематику гоголевских повестей.
Кроме того, он создал целый ряд стихотворений на научно-фантастические темы. А в сюжете его исторического романа "Огненный ангел" (1907-08) содержатся мотивы традиционного западноевропейского "готического романа". В книге рассказывается о таинственных и трагических событиях в Германии XVI века, в которых просматривается связь между человеком и миром демонов.
Умер В. Я. Брюсов в Москве в 1924 году, похоронен на Новодевичьем кладбище, но его творческое наследие до сих пор еще окончательно не собрано.



 Основные черты творчества Брюсова
   В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»).    Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир».
Материал подготовила А. Гусар



© 2009. Все права защищены.

299001, г.Севастополь,
проспект Нахимова 7

8 (8692) 54-33-15
8 (8692) 54-37-58

О библиотекеОтделыРесурсыУслугиДрузьяПартнерыКонтакты