06.12.2015г. -
ПАМЯТЬ в КАМНЕ
К 115-летию со дня рождения Н.В. Томского, автора памятника адмиралу П.С. Нахимову в Севастополе
В центре Севастополя на одной из лучших площадей города установлен монумент. Это памятник П.С. Нахимову. Этот знаменитый адмирал был уникальным флотоводцем, героем Синопского и Наваринского сражений и одним из руководителей обороны Севастополя 1854 – 1855 гг.
Самого адмирала отличала уникальность личности. Наряду со своими непревзойденными способностями управлять большой флотилией он был выдающимся лицом в истории российского флота. Его взгляды были прогрессивны, а убеждения свободолюбивы. П.С. Нахимов был прекрасным лидером и оратором. Он мог за несколько минут своим обращением к офицерам и матросам поднять их боевой дух. Собственным предназначением, наряду с другой деятельностью, он считал необходимость воспитывать в своих соратниках «дух народной гордости».
Этот памятник является в некотором роде визитной карточкой Севастополя. Вот, например, почтовая марка СССР «Город-герой Севастополь»:
В Севастопольской Морской библиотеке в коллекции «Севастополиана» хранится небольшая скромная книга, которая так и называется: «Памятник адмиралу Нахимову в Севастополе. Скульптор народный художник СССР Н.В. Томский» (М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1960).
Монумент изготовлен в форме многофигурных рельефов. Они говорят о героизме этого человека, его жизненном и гражданском подвиге.
Скульптура Нахимова выполнена в полный рост.
Нахимов изображен перед сражением. Он стоит в спокойной, сосредоточенной позе. Его левая рука привычно заложена за спину, а в правой он держит подзорную трубу. Голова адмирала повернута в сторону моря, ясный, твердый взгляд полон внутренней силы. Скульптура обращена лицом к городу. За спиной у неё находится Графская пристань. Четкий силуэт фигуры выразителен и усиливает характеристику образа Нахимова — непоколебимость духа, преданность Родине и уверенность в конечной победе. Лишь Георгиевский крест на шее да адмиральские эполеты, с которыми он не расставался в самой жаркой схватке — признак высокого положения при личной скромности и хладнокровии.
На сужающемся к верху прямоугольном гранитном пьедестале по периметру размещены отлитые в бронзе горельефы, являющиеся неотъемлемой частью композиции памятника, служащие наиболее полному раскрытию его идеи.
На лицевой стороне памятника помещен рельеф «Синопское сражение» («Синопский бой»).
Палуба русского корабля. У бортовых пушек – бомбардиры, матросы с банниками, груды ядер. Офицер командует артиллерийским огнем. Четко и быстро делают свое дело матросы. Среди них – Нахимов; как всегда собранный, подтянутый; он в подзорную трубу наблюдает за ходом сражения.
Рельеф «Четвертый бастион» («На 4-м бастионе») повествует о другом, последнем этапе жизни и деятельности всенародно любимого адмирала: о героической обороне Севастополя, душой которой и был этот замечательный человек и патриот.
Передана не только живая обстановка на бастионе со всеми ее подробностями – мешками и бочками с песком, пушкой и ядрами; созданы образы сильных и ярких людей – матросов и солдат, Нахимова и Корнилова. Отдельные фигуры и группы находятся в согласованном единстве, позы и лица моряков и солдат выражают мужество и решимость. В их фигурах чувствуется напряженность людей, находящихся в боевой обстановке.
У Н.В. Томского моряки и солдаты это не просто статисты в бушлатах и шинелях, не безликая толпа. Каждый из них – это живой человек, со своим характером и обликом, это чудо богатыри! Особенно выразительны типажи моряков в рельефе «Беседа с матросами» («Беседа Нахимова с матросами»).
Корабль стоит в Севастопольской бухте. Свернуты паруса. Павел Степанович Нахимов пришел на корабль. Завязалась живая беседа.
Скульптура и горельефы изготовлены из бронзы. Постамент изготовлен из полированного гранита. Общая высота памятника составляет 13,5 метра.
У подножия памятника П.С. Нахимову установлены четыре якоря, на постаменте укреплена мемориальная доска с надписью: «Слава русскому флоту». Над этой доской в лавровом венке — даты рождения и гибели Павла Степановича Нахимова (1802-1855). У подножья — знамя и эпитафия, сказанная самим адмиралом: «В случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело», — видоизмененные его слова перед победоносным первым боем Крымской войны.
5 ноября 1959 года к столетию первой обороны Севастополя состоялось открытие этого воссозданного памятника. Авторы нового памятника скульптор Н.В. Томский и архитекторы А.В. Арефьев и М.3. Чесаков. О предыстории этого события и о первом памятнике расскажем далее, а пока поговорим об одном из авторов – скульпторе Н.В. Томском, чей юбилей 2015 года, я надеюсь, будет широко отмечен не только в нашем городе, но и в других городах России.
Народный художник СССР Николай Васильевич Томский принадлежит к числу выдающихся мастеров изобразительного искусства советского времени, а биография его типична для той эпохи.
Николай Васильевич Гришин (такова настоящая фамилия нашего героя) родился 6 (19) декабря 1900 года в семье сельского кузнеца в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии. В 1912 году там же окончил сельское четырехклассное училище. С детства любил рисовать, но когда с началом первой мировой войны отца взяли в действующую армию, он остался в семье единственным работником. В девятнадцать лет юношу призывают в Красную Армию и отправляют на фронт, где в боях с белополяками он получил ранение. После выздоровления его оставили работать писарем при пересыльном пункте Старорусского горвоенкомата. В эти годы он становится активным участником местной художественной самодеятельности, мечтает стать артистом. Николай Гришин даже выбрал красивый псевдоним – Томский, оставшийся затем с ним на всю жизнь. Он часто выступал в любительских спектаклях, писал плакаты и афиши, с большим увлечением рисовал своих товарищей и знакомых. Его рисунки отличались острыми характеристиками, портретным сходством. На эти работы обратил внимание руководитель драмкружка – известный художник-передвижник Василий Семенович Сварог, который в то время жил в Старой Руссе, приехав к больной матери. Он и посоветовал Николаю серьезно заняться лепкой: " Рисунок у тебя скульптурный. Ты хорошо чувствуешь объем ". Этот совет овладел всеми помыслами юноши. После демобилизации, в 1923 году Н.В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В.И. Ленина. Образ вождя с тех пор прочно вошел в творчество Н.В. Томского. Он стал автором многих ленинских скульптурных изображений и монументов, установленных во многих городах нашего бывшего Советского Союза, а также в Берлине. Ленинская тема была основной, но не единственной темой в творчестве скульптора.
Темы современности, которые составляют основу интересов Н.В. Томского, в это время находят свое выражение в портретной скульптуре. В 1928 году он создает бюст В.И. Ленина, в 1929 году — скульптурный портрет А.М. Горького, получивший положительный отзыв писателя, и бюст А.В. Луначарского, а в 1930 году — портрет К.Е. Ворошилова. Все эти произведения получили массовое распространение в гипсовых отливках.
Работая над обобщенным образом советского человека в монументальной и станковой скульптуре, Н.В. Томский в то же время особое внимание уделяет портретной пластике, таящей в себе огромные творческие возможности в раскрытии внутренней характеристики человека. Решение такой задачи скульптор видит в работе над созданием скульптурного портрета С.М. Кирова. Яркий образ, сочетающий в себе качества государственного деятеля с личным обаянием, теплотой и скромностью, привлекает внимание художника.
Н.В. Томский начал свою работу над портретом С.М. Кирова в конце 1933 года. Скульптор рассчитывал выполнить его с натуры. Однажды Н.В. Томский показал Кирову портрет, вылепленный из пластилина. Работа так понравилась, что Сергей Миронович дал согласие позировать. Однако это не осуществилось. Первого декабря 1934 года злодейская рука оборвала жизнь замечательного человека.
Сохранившиеся в памяти личные впечатления от встречи с С.М. Кировым, беседы с товарищами, близко его знавшими, помогали скульптору в решении ответственной задачи, взятой им на себя. На первой выставке произведений ленинградских художников в 1935 году Н.В. Томский показал два портрета С.М. Кирова, которые привлекли общее внимание. Автор сумел в этих произведениях запечатлеть с большим портретным сходством черты человека, любимого народом, вышедшего из народа. Простое выразительное лицо Кирова полно внутреннего обаяния. Привлекает к себе открытая жизнерадостная улыбка. Глубокая жизненность и правдивость, свойственная этим произведениям, характеризует автора как мастера реалистического портрета. Бюсты С.М. Кирова приобретаются Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем. Увеличенный до двух метров памятник-бюст С.М. Кирова в том же, 1935 году устанавливается в Новгороде. Такие же памятники-бюсты в 1936 году были поставлены в Бологом и Пскове.
В 1935 году Ленсоветом был объявлен конкурс на проект памятника С.М. Кирову. На конкурс откликнулись многие скульпторы, свыше ста сорока проектов было представлено на рассмотрение жюри. В залах Русского музея была устроена выставка проектов памятника для ознакомления с ними широких масс. Победила работа скульптора Н.В. Томского и архитектора Н.А. Троцкого.
Открытие памятника состоялось 6 декабря 1938 года. Памятник был установлен в Ленинграде в центре Кировской площади, недалеко от Нарвских триумфальных ворот. Эта работа была удостоена Сталинской премии СССР (первая для Н.В. Томского государственная награда).
Бронзовая фигура на постаменте из темного зеленовато-серого полированного гранита доминирующая над окружающим пространством. Киров изображен идущим твердой, уверенной походкой, встречный ветер развевает полы его пальто. Широкий жест правой руки вперед, в опущенной левой руке — свернутая газета. Взор устремлен вперед. На постаменте барельефы, посвященные теме гражданской войны, труда.
В годы Великой Отечественной войны Н.В. Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города.
Скульптор принимает участие в создании трех больших барельефов: " Гитлер и Наполеон ", " Родина зовет" и " На защиту Ленинграда ". Он работал над проектом памятника " Защитникам Ленинграда " в Москве, куда Томский приехал после тяжелой болезни, участвовал в выставках " Великая Отечественная война ", " Героический фронт и тыл " и " 25 лет Красной Армии "; создает проекты памятников Зое Космодемьянской для Москвы, обелиска восьми волоколамским комсомольцам ( 1942 г.), Герою Советского Союза - Лизе Чайкиной ( 1944 г.).
В начале 1945 года Н.В. Томский создал проект памятника адмиралу П. С. Нахимову для Севастополя, одновременно выполнив бюст выдающегося русского флотоводца. Портретное сходство и убедительная характеристика, законченность четкого силуэта статуи были значительным творческим достижением ваятеля.
Решение о возведении памятника выдающемуся флотоводцу Павлу Степановичу Нахимову было принято еще в 1944 году. Вначале предполагалось установить его у музея Черноморского флота, затем — на площади Революции (ныне площадь Лазарева). Но памятник всё же был возведён на месте первого памятника Нахимову. Все эти решения требовали пересмотра проекта с учетом иного архитектурного окружения. В 1954 году скульптор создал третий и окончательный проект монумента.
Скульптуру создавали с учетом необходимости получить максимальную схожесть со старым монументом. Однако были внесены некоторые существенные авторские изменения. Взгляд Нахимова устремлен в сторону Севастополя. Трофейную турецкою саблю заменили на морской палаш на перевязи. Этот нюанс посоветовал внести адмирал флота СССР И.С. Исаков.
После войны Н.В. Томский работает в Москве. В конце 1940-х он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне ряд портретов и фигур в рост: это военачальники и герои Великой Отечественной войны.
В это же время Н.В. Томский работает над скульптурным портретом и статуей М.В. Ломоносова. В этих произведениях он раскрывает духовную силу и исключительный интеллект великого русского ученого и мыслителя, поэта и художника.
Четырехметровая бронзовая фигура Ломоносова установлена перед зданием Московского государственного университета на Ленинских горах. Памятник представляет собой бронзовую фигуру учёного, стоящую на цилиндрическом постаменте, выполненном из светло-серого гранита, с карнизом-капителью. Молодой Ломоносов держит в руках перо и бумагу, символизирующие правила и принципы работы созданного его усилиями Университета. Его облик символизирует образ молодого учёного, стремящегося к знаниям. Памятник украшают три пояса, которые сверху и снизу охватывают его цилиндрическую часть. На обвитой лаврами доске-картуше, прикреплённой к постаменту, помещена лаконичная надпись: «Михаил Васильевич Ломоносов. 1711—1765».
Н.В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. С 1948 года скульптор преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год). Одновременно с преподаванием в МХИ он с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.
Н.В. Томский принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века — Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году.
За свою жизнь скульптор создал просто колоссальное количество произведений монументальной скульптуры, о которых не получилось не то, чтобы рассказать, а просто упомянуть в этой заметке. Портретные и монументальные бюсты, монументы и проекты памятников, огромные барельефы и скульптурные композиции отображали героев революции и Великой Отечественной войны, деятелей искусства.
Скончался Н.В. Томский 22 ноября 1984 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. Вклад в искусство и общественную жизнь просто неоценим. При жизни был удостоен многих званий и наград: народный художник СССР (1960); президент (1968—83) Академии Художеств СССР; Герой Социалистического Труда (1970); Лауреат Ленинской (1972), пяти Сталинских (1941, 1947, 1949, 1950, 1952) и Государственной премии СССР (1979).
После смерти скульптора его вклад в развитие русского искусства был отмечен установкой памятника Н.В. Томскому перед Московским Академическим художественным лицеем, относящимся к Российской Академии художеств. Этот памятник был создан Владимиром Цигалем и установлен здесь в 2000 году. Памятник представляет собой установленный на двух мраморных плитах постамент, который плавно переходит в саму скульптуру, которая изображает мастера, словно сделавшего небольшой перерыв в своей работе.
На доме, где жил скульптор, установлена мемориальная доска.
А для нас Н.В. Томский – автор всенародно известных и почитаемых памятников, которые мы помним и любим, не всегда зная имя скульптора!
А теперь вернемся к истории первого памятника П.С. Нахимову в Севастополе.
Изначально памятник был открыт 18 ноября 1898 год к 45-й годовщине Синопского сражения. Авторы памятника —кавалерийский генерал-лейтенант, художник-любитель Александр Александрович Бильдерлинг и скульптор Иван Николаевич Шредер. На церемонии открытия памятника среди почетных гостей присутствовали немногие оставшиеся в живых участники Крымской кампании и обороны Севастополя, император Николай ІІ и великий князь Михаил Николаевич.
На полированном гранитном пьедестале была установлена бронзовая фигура адмирала. В правой руке он держал подзорную трубу, левая лежала на рукоятке трофейной сабли Осман-паши, взятой в Синопском бою. Пьедестал дополняли якорь, ядра и бронзовый рельеф с изображением Синопского сражения и знамени.
Довоенная версия памятника была обращена на Севастопольскую бухту и Графскую пристань, скульптура адмирала была развернута в сторону моря.
На стороне постамента, обращенной к Графской пристани, было написано: «Адмиралу Павлу Степановичу Нахимову»; на противоположной: «Смертельно ранен на Корниловском бастионе 28 июня 1855 года»; на стороне, обращенной к Малахову кургану: «18 ноября 1853 года русская эскадра под начальством вице-адмирала Нахимова истребила под Синопом турецкий флот Осман-паши»; на четвертой стороне отрывок из стихотворения поэтессы графини Евдокии Петровны Ростопчиной:
«Двенадцать раз луна менялась,
Луна всходила в небесах,
Но все осада продолжалась
И поле смерти расширялось
В облитых кровию стенах…»
В редком фонде Севастопольской Морской библиотеки есть книга Е.В. Богдановича «18 ноября 1893 г. Синоп – Севастополь» (Спб.: Типо-Литография Р. Голике, 1898). Обратите внимание на цветную иллюстрацию с изображением памятника:
Первоначальный монумент просуществовал 30 лет, но в 1928 году его постигла печальная участь. Согласно Декрету советской власти «О снятии памятников царям и их слугам» его демонтировали. Цоколь памятника был использован для установки скульптуры В.И. Ленина в 1932 году. Снятый памятник некоторое время стоял во дворе Музея обороны Севастополя, затем его разобрали, а следы его пропали, по-видимому, отправили на переплавку.
Площадь Нахимова в Севастополе знаменательна тем, что это площадь, пожалуй, с наибольшим числом переименований, как в Севастополе, так и в Крыму. Вначале с 1787 года со времени приезда в Севастополь Екатерины II она называлась Екатерининской. Мемуары 30 - 40-х гг. XIX в. упоминают о ней, как о Николаевской. После открытия памятника адмиралу П.С. Нахимову в 1898 году стала называться Нахимовской площадью. В 20-е годы прошлого века была площадью Труда, а затем стала площадью Третьего Интернационала. С 1946 года носила название площадь Парадов, а в 1951 году стала площадью Ленина. Лишь после открытия памятника адмиралу П.С. Нахимову в 1959 году вновь носит имя – площадь Нахимова.
Более подробно о жизни и творчестве Н.В. Томского, об истории памятника П.С. Нахимову в Севастополе и о нашем славном городе Вы узнаете, посетив Севастопольскую Морскую библиотеку.
В центре Севастополя на одной из лучших площадей города установлен монумент. Это памятник П.С. Нахимову. Этот знаменитый адмирал был уникальным флотоводцем, героем Синопского и Наваринского сражений и одним из руководителей обороны Севастополя 1854 – 1855 гг.
Самого адмирала отличала уникальность личности. Наряду со своими непревзойденными способностями управлять большой флотилией он был выдающимся лицом в истории российского флота. Его взгляды были прогрессивны, а убеждения свободолюбивы. П.С. Нахимов был прекрасным лидером и оратором. Он мог за несколько минут своим обращением к офицерам и матросам поднять их боевой дух. Собственным предназначением, наряду с другой деятельностью, он считал необходимость воспитывать в своих соратниках «дух народной гордости».
Этот памятник является в некотором роде визитной карточкой Севастополя. Вот, например, почтовая марка СССР «Город-герой Севастополь»:
В Севастопольской Морской библиотеке в коллекции «Севастополиана» хранится небольшая скромная книга, которая так и называется: «Памятник адмиралу Нахимову в Севастополе. Скульптор народный художник СССР Н.В. Томский» (М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1960).
Монумент изготовлен в форме многофигурных рельефов. Они говорят о героизме этого человека, его жизненном и гражданском подвиге.
Скульптура Нахимова выполнена в полный рост.
Нахимов изображен перед сражением. Он стоит в спокойной, сосредоточенной позе. Его левая рука привычно заложена за спину, а в правой он держит подзорную трубу. Голова адмирала повернута в сторону моря, ясный, твердый взгляд полон внутренней силы. Скульптура обращена лицом к городу. За спиной у неё находится Графская пристань. Четкий силуэт фигуры выразителен и усиливает характеристику образа Нахимова — непоколебимость духа, преданность Родине и уверенность в конечной победе. Лишь Георгиевский крест на шее да адмиральские эполеты, с которыми он не расставался в самой жаркой схватке — признак высокого положения при личной скромности и хладнокровии.
На сужающемся к верху прямоугольном гранитном пьедестале по периметру размещены отлитые в бронзе горельефы, являющиеся неотъемлемой частью композиции памятника, служащие наиболее полному раскрытию его идеи.
На лицевой стороне памятника помещен рельеф «Синопское сражение» («Синопский бой»).
Палуба русского корабля. У бортовых пушек – бомбардиры, матросы с банниками, груды ядер. Офицер командует артиллерийским огнем. Четко и быстро делают свое дело матросы. Среди них – Нахимов; как всегда собранный, подтянутый; он в подзорную трубу наблюдает за ходом сражения.
Рельеф «Четвертый бастион» («На 4-м бастионе») повествует о другом, последнем этапе жизни и деятельности всенародно любимого адмирала: о героической обороне Севастополя, душой которой и был этот замечательный человек и патриот.
Передана не только живая обстановка на бастионе со всеми ее подробностями – мешками и бочками с песком, пушкой и ядрами; созданы образы сильных и ярких людей – матросов и солдат, Нахимова и Корнилова. Отдельные фигуры и группы находятся в согласованном единстве, позы и лица моряков и солдат выражают мужество и решимость. В их фигурах чувствуется напряженность людей, находящихся в боевой обстановке.
У Н.В. Томского моряки и солдаты это не просто статисты в бушлатах и шинелях, не безликая толпа. Каждый из них – это живой человек, со своим характером и обликом, это чудо богатыри! Особенно выразительны типажи моряков в рельефе «Беседа с матросами» («Беседа Нахимова с матросами»).
Корабль стоит в Севастопольской бухте. Свернуты паруса. Павел Степанович Нахимов пришел на корабль. Завязалась живая беседа.
Скульптура и горельефы изготовлены из бронзы. Постамент изготовлен из полированного гранита. Общая высота памятника составляет 13,5 метра.
У подножия памятника П.С. Нахимову установлены четыре якоря, на постаменте укреплена мемориальная доска с надписью: «Слава русскому флоту». Над этой доской в лавровом венке — даты рождения и гибели Павла Степановича Нахимова (1802-1855). У подножья — знамя и эпитафия, сказанная самим адмиралом: «В случае встречи с неприятелем, превышающим нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело», — видоизмененные его слова перед победоносным первым боем Крымской войны.
5 ноября 1959 года к столетию первой обороны Севастополя состоялось открытие этого воссозданного памятника. Авторы нового памятника скульптор Н.В. Томский и архитекторы А.В. Арефьев и М.3. Чесаков. О предыстории этого события и о первом памятнике расскажем далее, а пока поговорим об одном из авторов – скульпторе Н.В. Томском, чей юбилей 2015 года, я надеюсь, будет широко отмечен не только в нашем городе, но и в других городах России.
Народный художник СССР Николай Васильевич Томский принадлежит к числу выдающихся мастеров изобразительного искусства советского времени, а биография его типична для той эпохи.
Николай Васильевич Гришин (такова настоящая фамилия нашего героя) родился 6 (19) декабря 1900 года в семье сельского кузнеца в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии. В 1912 году там же окончил сельское четырехклассное училище. С детства любил рисовать, но когда с началом первой мировой войны отца взяли в действующую армию, он остался в семье единственным работником. В девятнадцать лет юношу призывают в Красную Армию и отправляют на фронт, где в боях с белополяками он получил ранение. После выздоровления его оставили работать писарем при пересыльном пункте Старорусского горвоенкомата. В эти годы он становится активным участником местной художественной самодеятельности, мечтает стать артистом. Николай Гришин даже выбрал красивый псевдоним – Томский, оставшийся затем с ним на всю жизнь. Он часто выступал в любительских спектаклях, писал плакаты и афиши, с большим увлечением рисовал своих товарищей и знакомых. Его рисунки отличались острыми характеристиками, портретным сходством. На эти работы обратил внимание руководитель драмкружка – известный художник-передвижник Василий Семенович Сварог, который в то время жил в Старой Руссе, приехав к больной матери. Он и посоветовал Николаю серьезно заняться лепкой: " Рисунок у тебя скульптурный. Ты хорошо чувствуешь объем ". Этот совет овладел всеми помыслами юноши. После демобилизации, в 1923 году Н.В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В.И. Ленина. Образ вождя с тех пор прочно вошел в творчество Н.В. Томского. Он стал автором многих ленинских скульптурных изображений и монументов, установленных во многих городах нашего бывшего Советского Союза, а также в Берлине. Ленинская тема была основной, но не единственной темой в творчестве скульптора.
Темы современности, которые составляют основу интересов Н.В. Томского, в это время находят свое выражение в портретной скульптуре. В 1928 году он создает бюст В.И. Ленина, в 1929 году — скульптурный портрет А.М. Горького, получивший положительный отзыв писателя, и бюст А.В. Луначарского, а в 1930 году — портрет К.Е. Ворошилова. Все эти произведения получили массовое распространение в гипсовых отливках.
Работая над обобщенным образом советского человека в монументальной и станковой скульптуре, Н.В. Томский в то же время особое внимание уделяет портретной пластике, таящей в себе огромные творческие возможности в раскрытии внутренней характеристики человека. Решение такой задачи скульптор видит в работе над созданием скульптурного портрета С.М. Кирова. Яркий образ, сочетающий в себе качества государственного деятеля с личным обаянием, теплотой и скромностью, привлекает внимание художника.
Н.В. Томский начал свою работу над портретом С.М. Кирова в конце 1933 года. Скульптор рассчитывал выполнить его с натуры. Однажды Н.В. Томский показал Кирову портрет, вылепленный из пластилина. Работа так понравилась, что Сергей Миронович дал согласие позировать. Однако это не осуществилось. Первого декабря 1934 года злодейская рука оборвала жизнь замечательного человека.
Сохранившиеся в памяти личные впечатления от встречи с С.М. Кировым, беседы с товарищами, близко его знавшими, помогали скульптору в решении ответственной задачи, взятой им на себя. На первой выставке произведений ленинградских художников в 1935 году Н.В. Томский показал два портрета С.М. Кирова, которые привлекли общее внимание. Автор сумел в этих произведениях запечатлеть с большим портретным сходством черты человека, любимого народом, вышедшего из народа. Простое выразительное лицо Кирова полно внутреннего обаяния. Привлекает к себе открытая жизнерадостная улыбка. Глубокая жизненность и правдивость, свойственная этим произведениям, характеризует автора как мастера реалистического портрета. Бюсты С.М. Кирова приобретаются Государственной Третьяковской галереей и Государственным Русским музеем. Увеличенный до двух метров памятник-бюст С.М. Кирова в том же, 1935 году устанавливается в Новгороде. Такие же памятники-бюсты в 1936 году были поставлены в Бологом и Пскове.
В 1935 году Ленсоветом был объявлен конкурс на проект памятника С.М. Кирову. На конкурс откликнулись многие скульпторы, свыше ста сорока проектов было представлено на рассмотрение жюри. В залах Русского музея была устроена выставка проектов памятника для ознакомления с ними широких масс. Победила работа скульптора Н.В. Томского и архитектора Н.А. Троцкого.
Открытие памятника состоялось 6 декабря 1938 года. Памятник был установлен в Ленинграде в центре Кировской площади, недалеко от Нарвских триумфальных ворот. Эта работа была удостоена Сталинской премии СССР (первая для Н.В. Томского государственная награда).
Бронзовая фигура на постаменте из темного зеленовато-серого полированного гранита доминирующая над окружающим пространством. Киров изображен идущим твердой, уверенной походкой, встречный ветер развевает полы его пальто. Широкий жест правой руки вперед, в опущенной левой руке — свернутая газета. Взор устремлен вперед. На постаменте барельефы, посвященные теме гражданской войны, труда.
В годы Великой Отечественной войны Н.В. Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города.
Скульптор принимает участие в создании трех больших барельефов: " Гитлер и Наполеон ", " Родина зовет" и " На защиту Ленинграда ". Он работал над проектом памятника " Защитникам Ленинграда " в Москве, куда Томский приехал после тяжелой болезни, участвовал в выставках " Великая Отечественная война ", " Героический фронт и тыл " и " 25 лет Красной Армии "; создает проекты памятников Зое Космодемьянской для Москвы, обелиска восьми волоколамским комсомольцам ( 1942 г.), Герою Советского Союза - Лизе Чайкиной ( 1944 г.).
В начале 1945 года Н.В. Томский создал проект памятника адмиралу П. С. Нахимову для Севастополя, одновременно выполнив бюст выдающегося русского флотоводца. Портретное сходство и убедительная характеристика, законченность четкого силуэта статуи были значительным творческим достижением ваятеля.
Решение о возведении памятника выдающемуся флотоводцу Павлу Степановичу Нахимову было принято еще в 1944 году. Вначале предполагалось установить его у музея Черноморского флота, затем — на площади Революции (ныне площадь Лазарева). Но памятник всё же был возведён на месте первого памятника Нахимову. Все эти решения требовали пересмотра проекта с учетом иного архитектурного окружения. В 1954 году скульптор создал третий и окончательный проект монумента.
Скульптуру создавали с учетом необходимости получить максимальную схожесть со старым монументом. Однако были внесены некоторые существенные авторские изменения. Взгляд Нахимова устремлен в сторону Севастополя. Трофейную турецкою саблю заменили на морской палаш на перевязи. Этот нюанс посоветовал внести адмирал флота СССР И.С. Исаков.
После войны Н.В. Томский работает в Москве. В конце 1940-х он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне ряд портретов и фигур в рост: это военачальники и герои Великой Отечественной войны.
В это же время Н.В. Томский работает над скульптурным портретом и статуей М.В. Ломоносова. В этих произведениях он раскрывает духовную силу и исключительный интеллект великого русского ученого и мыслителя, поэта и художника.
Четырехметровая бронзовая фигура Ломоносова установлена перед зданием Московского государственного университета на Ленинских горах. Памятник представляет собой бронзовую фигуру учёного, стоящую на цилиндрическом постаменте, выполненном из светло-серого гранита, с карнизом-капителью. Молодой Ломоносов держит в руках перо и бумагу, символизирующие правила и принципы работы созданного его усилиями Университета. Его облик символизирует образ молодого учёного, стремящегося к знаниям. Памятник украшают три пояса, которые сверху и снизу охватывают его цилиндрическую часть. На обвитой лаврами доске-картуше, прикреплённой к постаменту, помещена лаконичная надпись: «Михаил Васильевич Ломоносов. 1711—1765».
Н.В. Томский принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века — Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году.
За свою жизнь скульптор создал просто колоссальное количество произведений монументальной скульптуры, о которых не получилось не то, чтобы рассказать, а просто упомянуть в этой заметке. Портретные и монументальные бюсты, монументы и проекты памятников, огромные барельефы и скульптурные композиции отображали героев революции и Великой Отечественной войны, деятелей искусства.
Скончался Н.В. Томский 22 ноября 1984 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. Вклад в искусство и общественную жизнь просто неоценим. При жизни был удостоен многих званий и наград: народный художник СССР (1960); президент (1968—83) Академии Художеств СССР; Герой Социалистического Труда (1970); Лауреат Ленинской (1972), пяти Сталинских (1941, 1947, 1949, 1950, 1952) и Государственной премии СССР (1979).
После смерти скульптора его вклад в развитие русского искусства был отмечен установкой памятника Н.В. Томскому перед Московским Академическим художественным лицеем, относящимся к Российской Академии художеств. Этот памятник был создан Владимиром Цигалем и установлен здесь в 2000 году. Памятник представляет собой установленный на двух мраморных плитах постамент, который плавно переходит в саму скульптуру, которая изображает мастера, словно сделавшего небольшой перерыв в своей работе.
На доме, где жил скульптор, установлена мемориальная доска.
А для нас Н.В. Томский – автор всенародно известных и почитаемых памятников, которые мы помним и любим, не всегда зная имя скульптора!
А теперь вернемся к истории первого памятника П.С. Нахимову в Севастополе.
Изначально памятник был открыт 18 ноября 1898 год к 45-й годовщине Синопского сражения. Авторы памятника —кавалерийский генерал-лейтенант, художник-любитель Александр Александрович Бильдерлинг и скульптор Иван Николаевич Шредер. На церемонии открытия памятника среди почетных гостей присутствовали немногие оставшиеся в живых участники Крымской кампании и обороны Севастополя, император Николай ІІ и великий князь Михаил Николаевич.
На полированном гранитном пьедестале была установлена бронзовая фигура адмирала. В правой руке он держал подзорную трубу, левая лежала на рукоятке трофейной сабли Осман-паши, взятой в Синопском бою. Пьедестал дополняли якорь, ядра и бронзовый рельеф с изображением Синопского сражения и знамени.
Довоенная версия памятника была обращена на Севастопольскую бухту и Графскую пристань, скульптура адмирала была развернута в сторону моря.
На стороне постамента, обращенной к Графской пристани, было написано: «Адмиралу Павлу Степановичу Нахимову»; на противоположной: «Смертельно ранен на Корниловском бастионе 28 июня 1855 года»; на стороне, обращенной к Малахову кургану: «18 ноября 1853 года русская эскадра под начальством вице-адмирала Нахимова истребила под Синопом турецкий флот Осман-паши»; на четвертой стороне отрывок из стихотворения поэтессы графини Евдокии Петровны Ростопчиной:
«Двенадцать раз луна менялась,
Луна всходила в небесах,
Но все осада продолжалась
И поле смерти расширялось
В облитых кровию стенах…»
В редком фонде Севастопольской Морской библиотеки есть книга Е.В. Богдановича «18 ноября 1893 г. Синоп – Севастополь» (Спб.: Типо-Литография Р. Голике, 1898). Обратите внимание на цветную иллюстрацию с изображением памятника:
Площадь Нахимова в Севастополе знаменательна тем, что это площадь, пожалуй, с наибольшим числом переименований, как в Севастополе, так и в Крыму. Вначале с 1787 года со времени приезда в Севастополь Екатерины II она называлась Екатерининской. Мемуары 30 - 40-х гг. XIX в. упоминают о ней, как о Николаевской. После открытия памятника адмиралу П.С. Нахимову в 1898 году стала называться Нахимовской площадью. В 20-е годы прошлого века была площадью Труда, а затем стала площадью Третьего Интернационала. С 1946 года носила название площадь Парадов, а в 1951 году стала площадью Ленина. Лишь после открытия памятника адмиралу П.С. Нахимову в 1959 году вновь носит имя – площадь Нахимова.
Более подробно о жизни и творчестве Н.В. Томского, об истории памятника П.С. Нахимову в Севастополе и о нашем славном городе Вы узнаете, посетив Севастопольскую Морскую библиотеку.
Е.М. Баринова, библиотекарь