Наши писатели - наши читатели
08.01.2013г. -
Ольга Григорьевна Ковалик
Писатель, культуролог, искусствовед.
На книге «Инкерманский монастырь во имя священномученика Климента, папы Римского» (М., 2009) следующая дарственную надпись:
«Севастопольской Морской библиотеке с благодарностью за сотрудничество Ольга Ковалик 19.09.2009»
400-летию Дома Романовых посвящена книга «Портрет Императора
Николая II кисти Ильи Ефимовича Репина» (М., 2010) со следующей
дарственной надписью:
«Уважаемой Морской библиотеке (Севастополь) от редактора (и отчасти автора) этой книги. О. Ковалик. 29.6.2010»
Инициатор и организатор «Русских исторических концертов», посвященных возрождению Храма Христа Спасителя, проходивших в Большом зале Московской консерватории, Колонном зале Дома Союзов, Концертном зале имени Чайковского. Среди них вечер памяти Павла Флоренского, мировая премьера полного авторского текста музыки Прокофьева к фильму «Иван Грозный», концерт грузинских духовных песнопений и т.д. Ряд концертов посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Издатель диска (MP3) с записью концерта памяти священника Павла Флоренского (2011 г.).
Автор концепции и организатор конференции «Пути духовного развития в русском искусстве ХХ века» и посвященного ей концерта (1 октября 1996 г., Конференцзал Государственной Третьяковской галереи)
Организатор и инициатор оперного спектакля «Самнитские свадьбы» А. Э. М. Гретри в Останкинском театре-дворце, посвященного 200-летию со дня первого представления (9 июля 1997 г.).
Севастопольцам запомнилась выставка «Образы православного Севастополя» организованная в Севастопольском художественном музей имени М.П. Крошицкого 23 мая – 20 июня 2011 года, куратором и автором которой была О. Г. Ковалик
Популярность автору принесла вышедшая в издательстве «Молодая гвардия» книга «Повседневная жизнь балерин русского Императорского театра» (М., 2011).
Серия "Живая история: Повседневная жизнь человечества" издаётся в "Молодой гвардии" с 1999 года. Уже тогда, после появления первых книг, эта новоявленная книжная библиотека была признана в России лучшим книжным проектом в области истории. Если первоначально в этой серии превалировали переводные книги, в основном маститых французских авторов (аналогичная серия библиотеки "Ля ви куотидьен" уже давно издаётся во Франции известнейшим издательством "Ашетт"), то теперь, когда количество выпущенных в составе данной библиотеки книг перевалило за сотню, приоритет - на стороне отечественных писателей-исследователей.
В этой серии интересно всё: и "Москва при Сталине", и "Берлин при Гитлере", и "Греция во времена Троянской войны", и "Египет при Фараонах", и "Повседневная жизнь"... импрессионистов, масонов, подводников, жандармов, спецназовцев, православных и католических монахов, гусаров, королей и трубадуров и пр..
Но, что может сравниться с балеринами, феями танца - обожаемыми кумирами и почти божествами? Огромный материал двухсотлетней истории русского балета переведен в счастливый, не знающий напряжения текст, такой свободный, словно это только умный вечерний рассказ памятливой очевидицы.
Судьба балерин одновременно чудесна и печальна, они все состоят из противоречий. Наивные и циничные, легкомысленные и расчетливые, эти «эфирные создания» должны постоянно заниматься тяжелым физическим трудом, оттачивая движения и позы на многочасовых экзерсисах и репетициях. Их актерский век короток: с возрастом приходит опыт, но покидают силы. Кое-кто из танцовщиц быстро делал головокружительную карьеру, становясь «первым сюжетом» хореографического театра. Им посвящали стихи, преподносили драгоценности, хореографы специально для них ставили балетные номера. Другие так и оставались корифейками или кордебалетными "у воды" и влачили нищенское существование, пока не заводили себе могущественного покровителя. Дебюты, премьеры и бенефисы, каждодневные хлопоты, закулисные интриги и любовные похождения балерин, их ближайшее окружение, начальство и поклонники - все это составило эпоху русского Императорского балета, когда "танцорки младые" являлись "кумиром знати и божеством толпы". В книге отражены ключевые моменты в судьбах некоторых балерин, основные черты их нравов, а через них показаны особенности балетной касты. Никогда еще мы не видели балетный мир так близко, так полно, так благодарно. Книга обняла всё – трудную школу, закулисные тонкости, «атласные туфельки и стальные носки», великие взлеты и беззащитные слезы, молодое кокетство и императорские романы, «хлопальщиков и шикальщиков», «духовных пастырей и наивных грешниц». Да, да и христианскую традицию балетного воспитания, что много объясняло в победах и славе русского балета.
И в заключение хочется привести библиографию, составленную по нашей просьбе для Сайта нашей библиотеки самим автором О. Г. Ковалик.
Автор концепции, редактор и составитель изданий:
Редактор, автор концепций, инициатор и
организатор нескольких интересных культурологических проектов.
Плодотворно сотрудничает с Русской Православной церковью: статьи в
Журнале Московской Патриархии и на православных сайтах, совместные
проекты. В 2009 году награждена орденом Святой праведной Анны Русской
Православной Церкви. Ольга Григорьевна Ковалик не только знающий и
тонкий искусствовед, но и отличный писатель, выковавший свою прозу
счастливым согласием веры и знания, глубокого понимания законов музыки,
театра, тонкой и сложной психологии людей искусства и такого же ясного
сердечного знания мира исторической церкви и живого тепла нынешнего
православия. Это явление новое и еще не частое, рожденное именно
сегодняшним подвижным и переменчивым миром.
Главный редактор издательского проекта
«Священномученик Климент в истории христианства» при Свято-Климентовском
храме в Замоскворечье (руководитель проекта – настоятель храма,
протоиерей Леонид Калинин). Некоторые книги этого проекта благодаря О.Г.
Ковалик есть в Севастопольской Морской библиотеке.
На книге «Церковь во имя священномученика Климента, папы Римского, что на Пятницкой улице в Замоскворечье» (М., 2008) О. Г. Ковалик сделала дарственную надпись:
«Уважаемому коллективу Севастопольской Морской библиотеке от главного редактора проекта О. Г. Ковалик 19.09.2009»
На книге «Церковь во имя священномученика Климента, папы Римского, что на Пятницкой улице в Замоскворечье» (М., 2008) О. Г. Ковалик сделала дарственную надпись:
«Уважаемому коллективу Севастопольской Морской библиотеке от главного редактора проекта О. Г. Ковалик 19.09.2009»
«Севастопольской Морской библиотеке с благодарностью за сотрудничество Ольга Ковалик 19.09.2009»
«Уважаемой Морской библиотеке (Севастополь) от редактора (и отчасти автора) этой книги. О. Ковалик. 29.6.2010»
Инициатор и организатор «Русских исторических концертов», посвященных возрождению Храма Христа Спасителя, проходивших в Большом зале Московской консерватории, Колонном зале Дома Союзов, Концертном зале имени Чайковского. Среди них вечер памяти Павла Флоренского, мировая премьера полного авторского текста музыки Прокофьева к фильму «Иван Грозный», концерт грузинских духовных песнопений и т.д. Ряд концертов посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Издатель диска (MP3) с записью концерта памяти священника Павла Флоренского (2011 г.).
Автор концепции и организатор конференции «Пути духовного развития в русском искусстве ХХ века» и посвященного ей концерта (1 октября 1996 г., Конференцзал Государственной Третьяковской галереи)
Организатор и инициатор оперного спектакля «Самнитские свадьбы» А. Э. М. Гретри в Останкинском театре-дворце, посвященного 200-летию со дня первого представления (9 июля 1997 г.).
Севастопольцам запомнилась выставка «Образы православного Севастополя» организованная в Севастопольском художественном музей имени М.П. Крошицкого 23 мая – 20 июня 2011 года, куратором и автором которой была О. Г. Ковалик
Популярность автору принесла вышедшая в издательстве «Молодая гвардия» книга «Повседневная жизнь балерин русского Императорского театра» (М., 2011).
Серия "Живая история: Повседневная жизнь человечества" издаётся в "Молодой гвардии" с 1999 года. Уже тогда, после появления первых книг, эта новоявленная книжная библиотека была признана в России лучшим книжным проектом в области истории. Если первоначально в этой серии превалировали переводные книги, в основном маститых французских авторов (аналогичная серия библиотеки "Ля ви куотидьен" уже давно издаётся во Франции известнейшим издательством "Ашетт"), то теперь, когда количество выпущенных в составе данной библиотеки книг перевалило за сотню, приоритет - на стороне отечественных писателей-исследователей.
В этой серии интересно всё: и "Москва при Сталине", и "Берлин при Гитлере", и "Греция во времена Троянской войны", и "Египет при Фараонах", и "Повседневная жизнь"... импрессионистов, масонов, подводников, жандармов, спецназовцев, православных и католических монахов, гусаров, королей и трубадуров и пр..
Но, что может сравниться с балеринами, феями танца - обожаемыми кумирами и почти божествами? Огромный материал двухсотлетней истории русского балета переведен в счастливый, не знающий напряжения текст, такой свободный, словно это только умный вечерний рассказ памятливой очевидицы.
Судьба балерин одновременно чудесна и печальна, они все состоят из противоречий. Наивные и циничные, легкомысленные и расчетливые, эти «эфирные создания» должны постоянно заниматься тяжелым физическим трудом, оттачивая движения и позы на многочасовых экзерсисах и репетициях. Их актерский век короток: с возрастом приходит опыт, но покидают силы. Кое-кто из танцовщиц быстро делал головокружительную карьеру, становясь «первым сюжетом» хореографического театра. Им посвящали стихи, преподносили драгоценности, хореографы специально для них ставили балетные номера. Другие так и оставались корифейками или кордебалетными "у воды" и влачили нищенское существование, пока не заводили себе могущественного покровителя. Дебюты, премьеры и бенефисы, каждодневные хлопоты, закулисные интриги и любовные похождения балерин, их ближайшее окружение, начальство и поклонники - все это составило эпоху русского Императорского балета, когда "танцорки младые" являлись "кумиром знати и божеством толпы". В книге отражены ключевые моменты в судьбах некоторых балерин, основные черты их нравов, а через них показаны особенности балетной касты. Никогда еще мы не видели балетный мир так близко, так полно, так благодарно. Книга обняла всё – трудную школу, закулисные тонкости, «атласные туфельки и стальные носки», великие взлеты и беззащитные слезы, молодое кокетство и императорские романы, «хлопальщиков и шикальщиков», «духовных пастырей и наивных грешниц». Да, да и христианскую традицию балетного воспитания, что много объясняло в победах и славе русского балета.
И в заключение хочется привести библиографию, составленную по нашей просьбе для Сайта нашей библиотеки самим автором О. Г. Ковалик.
Автор концепции, редактор и составитель изданий:
Альбом в 2-х томах «Мало избранных. Библейские
мотивы в творчестве русских художников: 1917 – 1993». М., 1995 (Гильдией
московских издателей назван Лучшей книгой 1995 года)
альбом «Эротические рисунки И.С. Ефимова: 1914 – 1952». М., 1996
альманах-альбом «Богоявленский кафедральный собор. Архитектура и духовно-литургическая жизнь». М., 2001 (Предисловие Святейшего Патриарха Алексия II)
книга «Церковь во имя священномученика Климента, папы Римского, на Пятницкой улице, в Замоскворечье». М., 2008
книга «Инкерманский монастырь во имя священномученика Климента, папы Римского". М», 2009
книга «Портрет императора Николая II кисти И.Е. Репина». М., 2010
Автор большого количества статей, в частности:
«Звезда танцовщиц русских. Мария Суровщикова-Петипа». «Наше наследие», 1994, № 32
«Северная Терпсихора». «Общая газета», 1994, № 2/27
«Фантастический портрет. М. Врубель и княгиня М. Тенишева». «Наше наследие», 1995, № 33
«У нас был необычайный вечер. П.А. Флоренский». «Музыкальная жизнь», 1994, № 6
«Как хорошо для каждого, что он есть. Н.Я. Симонович-Ефимова об отце Павле Флоренском». «Литературная газета», 1994, № 45
«В тени великого брата. Раиса Флоренская». «Общая газета», 1994, № 15/40
«Я – как корабль, врезающийся клином. П.А. Флоренский». «Общая газета», 1994, № 36/61
«Ложный дневник. О мемуарах фрейлины Анны Вырубовой». «Общая газета», 1994, № 50/75
«Михаил Врубель: Эти глаза меня погубили». «Общая газета», 1994, № 4/80
«Сорок ушедших ликов. Портреты духовенства, запечатленные художниками Ефимовыми во время интронизации патриарха Алексия Первого в 1945 году». «Общая газета», 1994, № 12/88
«Инкерманский монастырь во имя священномученика Климента». «Журнал Московской Патриархии», 2007, № 5
«Севастопольское пророчество». Интернет-журнал «Православие. Ru», 2007
«Балаклавский монастырь во имя великомученика и Победоносца Георгия». «Журнал Московской Патриархии», 2008, № 5
«Князь-староста. Из «Записной книги» князя А.М. Голицына». Интернет-журнал «Православие. Ru», 2008
«Купель нашего крещения. Свято-Владимирский Херсонесский монастырь. К 1020-летию крещения Руси». «Журнал Московской Патриархии», 2008, № 8
«Свято-Владимирский Херсонесский монастырь». Интернет-журнал «Православие. Ru», 2008
«Первый храм Херсонесского Свято-Владимирского монастыря. К 150-летию освящения храма во имя Семи Священномучеников Херсонесских». «Литературная газета + Курьер культуры», 2011, № 6 – 7
«Первый херсонесский храм во имя Семи Священномучеников Херсонесских». Интернет-журнал «Православие. Ru», 2011, 18 марта
«Повседневная жизнь балерин русского императорского театра». «Литературная газета + Курьер культуры», 2011, № 16
«“Образы православного Севастополя” ко дню города-героя». «Церковный вестник», 2011, № 12
«“Образы православного Севастополя” ко дню города-героя». «Журнал Московской Патриархии», 2011, № 7
альбом «Эротические рисунки И.С. Ефимова: 1914 – 1952». М., 1996
альманах-альбом «Богоявленский кафедральный собор. Архитектура и духовно-литургическая жизнь». М., 2001 (Предисловие Святейшего Патриарха Алексия II)
книга «Церковь во имя священномученика Климента, папы Римского, на Пятницкой улице, в Замоскворечье». М., 2008
книга «Инкерманский монастырь во имя священномученика Климента, папы Римского". М», 2009
книга «Портрет императора Николая II кисти И.Е. Репина». М., 2010
Автор большого количества статей, в частности:
«Звезда танцовщиц русских. Мария Суровщикова-Петипа». «Наше наследие», 1994, № 32
«Северная Терпсихора». «Общая газета», 1994, № 2/27
«Фантастический портрет. М. Врубель и княгиня М. Тенишева». «Наше наследие», 1995, № 33
«У нас был необычайный вечер. П.А. Флоренский». «Музыкальная жизнь», 1994, № 6
«Как хорошо для каждого, что он есть. Н.Я. Симонович-Ефимова об отце Павле Флоренском». «Литературная газета», 1994, № 45
«В тени великого брата. Раиса Флоренская». «Общая газета», 1994, № 15/40
«Я – как корабль, врезающийся клином. П.А. Флоренский». «Общая газета», 1994, № 36/61
«Ложный дневник. О мемуарах фрейлины Анны Вырубовой». «Общая газета», 1994, № 50/75
«Михаил Врубель: Эти глаза меня погубили». «Общая газета», 1994, № 4/80
«Сорок ушедших ликов. Портреты духовенства, запечатленные художниками Ефимовыми во время интронизации патриарха Алексия Первого в 1945 году». «Общая газета», 1994, № 12/88
«Инкерманский монастырь во имя священномученика Климента». «Журнал Московской Патриархии», 2007, № 5
«Севастопольское пророчество». Интернет-журнал «Православие. Ru», 2007
«Балаклавский монастырь во имя великомученика и Победоносца Георгия». «Журнал Московской Патриархии», 2008, № 5
«Князь-староста. Из «Записной книги» князя А.М. Голицына». Интернет-журнал «Православие. Ru», 2008
«Купель нашего крещения. Свято-Владимирский Херсонесский монастырь. К 1020-летию крещения Руси». «Журнал Московской Патриархии», 2008, № 8
«Свято-Владимирский Херсонесский монастырь». Интернет-журнал «Православие. Ru», 2008
«Первый храм Херсонесского Свято-Владимирского монастыря. К 150-летию освящения храма во имя Семи Священномучеников Херсонесских». «Литературная газета + Курьер культуры», 2011, № 6 – 7
«Первый херсонесский храм во имя Семи Священномучеников Херсонесских». Интернет-журнал «Православие. Ru», 2011, 18 марта
«Повседневная жизнь балерин русского императорского театра». «Литературная газета + Курьер культуры», 2011, № 16
«“Образы православного Севастополя” ко дню города-героя». «Церковный вестник», 2011, № 12
«“Образы православного Севастополя” ко дню города-героя». «Журнал Московской Патриархии», 2011, № 7
Материал подготовлен Е. М. Бариновой