Морская библиотека
им. адмирала М. П. Лазарева

Одна из старейших библиотек России.
Основана в 1822 году.

Главная | Рекомендуем почитать | Неповторимый Севастополь
Анонс

Морская библиотека им. М.П. Лазарева

Уникальная подборка изданий из коллекционного фонда Морской библиотеки имени адмирала М.П.Лазарева.

    Беседы в Читальном зале


26.02.2013г. -
Возрождение бронзовой мачты памятника Затопленным кораблям
Пояснения к эскизу грот-стеньги, бронзовая копия которой была
установлена на памятнике Затопленным кораблям в 1905-м году




Подробный просмотр эскиза грот-стеньги , эскиз 1, эскиз 2 , эскиз 3, эскиз 4

НАУЧНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ

   Изучая сохранившиеся фотографии мачты, сделанные в 60-х годах 20-го века, первое, что бросается в глаза, это – отпиленные крáспицы, которые отчётливо были запечатлены на некоторых дореволюционных открытках.




 
   Дальнейшее исследование показало, что нижняя часть бронзовой конструкции к тому времени (1960 г.) была уже утрачена. По этой причине эзельгофт (с прикреплённым к нему топом стеньги), потеряв опору, опустился на пятку шпора брам-стеньги и почти полностью закрыл собой шкив-гат. На фото И.В.Акуленко (1961 г.) особенно хорошо видно, что шкив-гат был точно изображён и располагался именно там, где этого требовали кораблестроительные правила.



   Форма краспиц, лонга-салингов и эзельгофта указывает на то, что на фотографиях мы видим фрагмент мачты английского типа. Длинные краспицы, более чем в два раза превосходящие продольный размер лонга-салингов, соответствуют пропорциям грот-салинга, соединяющего стеньгу и брам-стеньгу, несущую столбовой топ.
   Брам-стеньга со столбовым топом, преобразованным во флагшток, имела большую длину, поэтому для обеспечения её устойчивости требовались такие длинные краспицы. Если бы данный бронзовый макет изображал соединение брам-стеньги с бом-брам-стеньгой, то длина краспиц была бы в полтора раза меньше.
   В некоторых источниках бронзовая мачта памятника Затопленным кораблям называется фор-стеньгой. Если бы это было так, то обухи на лонга-салингах были бы установлены сзади, со стороны стеньги. В нашем же случае они укреплены спереди, со стороны брам-стеньги. Это явно указывает на то, что перед нами фрагмент грот-стеньги, несущей грот-брам-стеньгу со столбовым топом, преобразованным во флагшток.
   Длину краспиц удалось определить, пользуясь дореволюционной фотографией, на которой они отчётливо видны.



   К выступающему из скалы фрагменту левой (если смотреть со стороны бухты) краспицы был прикреплён выполненный из фанеры и деревянных брусков крестообразный маяк (на 2-х метровой продольной рейке на расстоянии полметра от её конца укреплена под прямым углом поперечная линейка длиной 1 метр). После этого Монумент был сфотографирован в том же ракурсе, как и на дореволюционной открытке.



   Когда старинная фотография Памятника (с краспицами) и современная (с маяком) были совмещены на компьютере, то маяк достаточно точно показал и расстояние от конца левой краспицы до скалы Монумента и расстояние между самими краспицами.
   Исходя из того, что эти детали рангоута имели одинаковую длину и располагались параллельно друг другу, по сохранившемуся фрагменту левой и отпечатку конца правой была определена глубина бетонирования левой краспицы. Прибавив к этой величине расстояние от другого конца до скалы Монумента, была найдена полная длина краспиц (позднее подтверждённая другими вычислениями). Затем, пользуясь выступающим из скалы фрагментом левой краспицы и сохранившимся отпечатком конца правой была проведена прямая проверка расстояния между ними.
   Измерив ширину, толщину и угол сужения сохранившегося фрагмента краспицы, используя фотографии 60-х годов (И.В.Акуленко, С.Муравьёва и А.Л.Шеффера) и, применяя специально выведенную мной для этой цели тригонометрическую формулу (которая позволяет вычислять пропорции такого вида конструкций по одной фотографии), удалось определить точные размеры мелких деталей мачты (краспиц, лонга-салингов, щлагтова, шкив-гата, обухов, топа стеньги, шпора брам-стеньги, калвов, эзельгофта и бугеля).
   Затем был с большой точностью измерен верхний коуш (так называемое «кольцо»), почти полностью сохранившийся на Монументе. Измерено расстояние от верха коуша до правого верхнего ребра сохранившегося фрагмента краспицы и расстояние до этого фрагмента от бронзового стержня, крепившего мачту к скале в том месте, где на фотографиях просматривается бугель (второе «кольцо»). И с помощью фотографий А.Л.Шеффера и С.Муравьёва уточнены крупномасштабные размеры конструкции.
   Внимательно изучая крупные и мелкие детали мачты и сопоставляя их с теорией парусного судостроения, можно уверенно утверждать, что данный бронзовый макет делался со скрупулёзно точным соблюдением всех пропорций и кораблестроительных канонов. Видимо, за образец брали реальную мачту, к тому времени (1905 г.) сохранившуюся в музее. Этот вывод позволяет с большой точностью определять вид и размеры тех деталей, которые «не дожили» до 1960 года (диаметр стеньги, размеры и место нижнего коуша, размеры заплечиков и топа стеньги, высоту и ширину шкив-гата), а также уточнять размеры тех элементов, которые видны на фотографиях.
   Таким образом, на основании имеющейся теоретической, документальной и экспериментальной информации удалось определить и уточнить форму и размеры всей (на наше счастье – стандартной) конструкции. Это обстоятельство впервые даёт возможность не только полностью и по-настоящему её восстановить, но и ответить на вопрос, была ли эта легендарная грот-стеньга выполнена в натуральную величину или являлась уменьшенной копией реальной мачты.
   Теоретические исследования показали, что если наша бронзовая конструкция изображала фрагмент рангоута 120-пушечного линейного корабля, то её размеры в два с половиной раза меньше натуральных. Если же она повторяла не только форму, но и размеры реально существовавшей грот-стеньги, то такая могла быть установлена на грот-мачте 10-пушечного корвета с шириной палубы не больше 7 метров. А самый «маленький», участвовавший в заграждении, 20-пушечный корвет «Пилад» имел ширину палубы более 10 метров.
   В заключение необходимо отметить, что стандартность всей описанной бронзовой конструкции нисколько не умаляет её красоту. Да, в ней нет фантазии художника. Сохранившиеся фотографии это доказывают. Но в ней есть красота технического совершенства. Красота, отработанная годами и веками кораблестроительного искусства. Поэтому наша бронзовая грот-стеньга органично вписывалась в архитектурный и мемориальный комплекс памятника Затопленным кораблям.

Что сохранилось

   Тот, кто хотя бы немного знаком с парусным судостроением, знает, что стеньги, брам-стеньги и бом-брам-стеньги имели квадратное сечение только на коротких отрезках (снизу – пятка шпора, сверху – топ). Поэтому, видимый на всех фотографиях мачты полутораметровый "брус" квадратного сечения (упиравшийся сверху в эзельгофт и выступавший ниже лонга-салингов) мог быть только верхней деталью нижней части конструкции.



   Первоначально, нижняя часть (верхний фрагмент стеньги) имела длину более 3-х с половиной метров и переменное сечение: квадратное (топ – 142 см), сходящее на конус 8-угольное (заплечики – 84(51) см) и круглое (фрагмент стеньги – 137(170) см), а эта «деталь» только приблизительно могла изображать то, что было здесь в самом начале. Но хотя эта часть бронзовой конструкции и не была той стеньгой, на которой держался эзельгофт и опирались лонга-салинги, она (в ходе исследования) послужила хорошим ориентиром при нанесении на различные элементы мачты особой сети поправочных коэффициентов, которые помогали сравнивать размеры этих элементов в разных местах изображения. Ведь основные фотографии нашей грот-стеньги делались с близкого расстояния широкоугольными объективами и заметно отличаются от простой ортогональной проекции.
   Но, конечно, самую главную роль в проведённом исследовании сыграли те элементы бронзовой конструкции, которые сохранились на скале монумента до сих пор.



   В первую очередь, это – кольцо, изображавшее верхний коуш для крепления брам-вант (канатов, идущих от краспиц к брам-стеньге). Оно сохранилось не полностью, но того фрагмента что остался оказалось вполне достаточно для измерения его ширины, а также внешнего и внутреннего диаметров.



   По величине его внутреннего диаметра был определён верхний диаметр брам-стеньги (12,8 см – 5 дюймов), а точно измеренная ширина кольца (8,9 см – 3,5 дюйма) помогла рассчитать длину выступавшего над ним обломка (34 см).
   Здесь следует заметить, что некоторые авторы этот выступающий над кольцом обломок ошибочно называют клотиком. Но, во-первых, клотик имеет вполне определённую и легко узнаваемую форму. А, во-вторых, если бы брам-стеньга на памятнике была показана полностью, вместе с клотиком, то от кольца до клотика было бы почти 4 метра, минимум – 2.
   Продолжая исследовать скалу Монумента, и обратив внимание на камень, расположенный на расстоянии 1-го метра ниже кольца, можно заметить скол, в глубине которого видны выходящие из скалы отпиленные бронзовые стержни. Это вторая точка крепления мачты к скале. Здесь на фотографиях у брам-стеньги видно кольцеобразное утолщение, которое изображало бугель (одно из специальных стальных колец, одевавшихся на реальные мачты для придания им большей прочности).
   И третье место крепления мачты – там, где располагался её салинг. Здесь (если смотреть со стороны моря) сохранился отпечаток правой и выступающий из скалы (27,5 см) фрагмент левой краспицы.



   По внешнему краю этого фрагмента можно судить о том, что он – пустотелый с толщиной стенок 6-8 мм. Ширина его оказалась 10,2 см (4 дюйма). При этом, хорошо видно, что в сторону скалы толщина обломка равномерно уменьшается. Измерения показали, что на расстоянии 34-х дюймов толщина краспицы уменьшалась ровно на 1 дюйм. А если учесть, что отпечаток конца другой краспицы показал толщину 1,5 дюйма, то необходимые 2,5 дюйма (в лонга-салингах) достигались как раз на длине 34-х дюймов. Таким образом, третьим независимым способом было определено расстояние, на которое краспицы выступали за пределы лонга-салингов.
   Дальнейшее исследование показало, что левая краспица забетонирована на глубину 20 см, тогда как правая – была заделана в скалу не более чем на 10 см. Поэтому, когда в 1975-м году во время шторма основная часть конструкции была сорвана, то фрагмент левой краспицы остался в скале не только по той причине, что она в этом месте отломилась, но и потому, что была глубже забетонирована.
   А недавно (22.06.2017) стало известно, каким образом морская вода смогла вырвать из диоритовой скалы глубоко забетонированное металлическое сооружение. Севастопольский краевед Анатолий Георгиевич Марсанов рассказал, что тогда – на кануне Дня Флота, во время небольшого шторма, парадный плавпричал одним из канатов был прикреплён к бронзовой мачте памятника Затопленным кораблям…
   При более внимательном изучении, обнаружилась ещё одна любопытная подробность. Несмотря на то, что краспицы выполняли роль крепления мачты к скале, на их концах (судя по правому отпечатку) не делали никаких специальных удлинений. И готовая к установке на памятник бронзовая грот-стеньга практически не отличалась от фрагмента реальной мачты.
   У всего бронзового макета было ещё и четвёртое место крепления, но, к сожалению, до нашего времени оно не сохранилось. Там располагалась нижняя часть мачты, которая изображала верхнюю треть стеньги с заплечиками. Она опиралась на небольшую площадку между камнями, располагавшуюся приблизительно в метре над уровнем моря.



   На фотографии 1938 года (из архива И.В.Акуленко) опорная площадка достаточно хорошо видна.

Как восстанавливать

   На основании ряда печатных статей, в которых есть информация о бронзовой мачте («Слава Севастополя» 7 апреля 1989 г., «Слава Севастополя» 19 июля 1996 г., «Севастопольская газета» 26 апреля 2002 г.), можно сделать вывод, что бóльшая часть конструкции была сорвана штормом в 1975-м году, а вопрос о её восстановлении подняли в 1989-м, в ходе укрепления подводной части Монумента.
   Судя по сообщениям севастопольских газет, тогда подняли только «вопрос», а не саму мачту, детали которой (как признавали сами реставраторы) лежали в море рядом с ремонтируемым фундаментом. «Слава Севастополя» 7 апреля 1989 года писала буквально следующее: «На памятнике с северной стороны обнаружены висящие детали мачты, которая являлась символом затопленного в бухте парусного флота, есть такие детали и в море возле памятника. А вот как выглядела мачта на памятнике, без чертежей и описания сказать трудно, тем более нельзя браться за восстановление ее, чтобы не нарушить уникальность сооружения». Через 12 лет во время осмотра скалы Монумента группой авторитетных специалистов, не обошли вниманием и фрагменты мачты. Вот что писала «Слава Севастополя» 27 сентября 2001 года: «По утверждению специалистов кооператива «Херсонес», когда-то занимавшегося укреплением подводной части памятника Затопленным кораблям, еще несколько лет назад она (мачта – В.С.) находилась под водой, а на самом памятнике оставался ее фрагмент.»…
   Как много тайн и загадок у нашего Монумента!.. Для чего стояли на дне парусные корабли во время защиты Севастополя, – многие хорошо знают. А вот для чего на дне моря рядом с памятником Затопленным кораблям лежала оторвавшаяся от скалы бронзовая мачта, – нет ответа … Самое удивительное то, что и вопрос этот, похоже, никому не приходил в голову. Судя по наивной откровенности, с которой об этом рассказывали, никого не волновало, что уникальную историческую ценность бросили на произвол судьбы. С тех пор прошло не мало времени. Но и сегодня ещё есть возможность исправить ошибки.
   Первая ошибка будет, если сразу, без дополнительных исследований делать металлический макет. Насколько известно, в 2003-м году реконструкция мачты дошла почти до самого последнего этапа. В полость обломка левой краспицы забетонировали отрезок стальной арматуры (изогнуто торчащий на 45 см).



   Вторую арматуру заделали вертикально в скалу, в том месте, где сохранился отпечаток правой краспицы. И для каких-то вспомогательных целей был забетонирован третий отрезок арматуры. Но, надо отдать должное реставраторам, они вовремя остановились. Одна из причин – «неточность» размеров …
   Поэтому, прежде чем изготавливать металлический макет мачты, следует сделать её из дерева или пластика. И ни в коем случае не нарушать форму тех деталей, которые остались от первоначальной конструкции. В том числе, – не замазывать отпечаток от конца правой краспицы. Там уже забетонирована арматура, которую можно использовать в качестве крепления.
   По замыслу создателей Монумента, мачта была закреплена в тех точках, где она касалась скалы. Видимые крепёжные элементы изображали детали самой грот-стеньги. И все места крепления получались практически незаметными. Поэтому, на возрождённой конструкции никакие посторонние арматуры и «хомуты» торчать не должны.
   В ходе дополнительного исследования предстоит определить место сáмой нижней точки крепления. Здесь возможны три варианта.
   В первом случае грот-стеньга упрётся в диоритовую глыбу, добавленную реставраторами во время одного из послевоенных ремонтов.
   Второй вариант возможен, если ни один из новых камней не занял то место, где была закреплена самая нижняя часть бронзовой конструкции. А поскольку опорная площадка, на которую раньше опиралась мачта, могла обрушиться в море, то нижняя часть стеньги дойдет до подводного бетонного цоколя, расположенного в полуметре ниже уровня моря.
   И третий вариант крепления. Используя бетонный цоколь как фундамент (его диаметр на целых 6 метров больше диаметра скалы), восстановить опорную площадку приблизительно в том виде, как это было в довоенное время.

Без лишних деталей

      10 октября 2015 года памятнику Затопленным кораблям исполнилось 110 лет. Настало время рассказать о проведённых исследованиях, и сделать выводы из полученных результатов.
      3 года работа велась по двум направлениям:
      Первое: дополнительно обследована та часть скалы, где раньше была укреплена бронзовая мачта.
    Второе: продолжается поиск старинных фотографий или рисунков, на которых монумент показан со стороны моря.
      Наиболее интересная находка прошедших лет – фотография картины художника Е.П. Августиновича (Из архива В.Н. Горелова, архив И.В. Акуленко, альбом № 9.). Информационная ценность этого исторического документа в том, что на нём ясно показано – какие элементы скульптурной композиции были укреплены на диоритовой скале памятника со стороны моря и как они там располагались. Однако, внимательно рассматривая рисунок, и, хорошо зная – как должна выглядеть бронзовая мачта, становится понятно, что художник рисовал картину по памяти, не стремясь к фотографической точности изображения.



      Сам по себе факт, что на скале кроме бронзовой мачты изображён ещё и якорь – не удивляет. По правилам монументального искусства, в скульптурной композиции одни детали должны гармонично дополняться другими.
      Сейчас со стороны бухты на диоритовой скале Памятника эти детали отсутствуют. А в результате последних исследований стало понятно, что восстановить их в первозданном виде не возможно, и по многим причинам делать это не целесообразно.
      Во-первых, о якоре с цепью и о его расположении точной информации нет, придумывать что-то новое – нельзя, а без него – восстановление только одной мачты приведёт к нарушению скульптурной композиции. К тому же, форма скалы, где раньше был якорь, сейчас заметно изменилась.
      Во-вторых, восстановление самой мачты тоже упирается в проблему. Недавние исследования показали, что на том месте, где располагалась нижняя часть бронзовой конструкции, сейчас укреплена полутораметровая диоритовая глыба, которая защищает основание скалы от разрушения.
      И самое главное: Памятник Затопленным кораблям без дополнительных элементов выглядит лаконично и строго, торжественно и серьёзно. Таким он вошёл в XXI век, таким мы и обязаны его сохранить.

Второй вариант 

      Согласно правилам парусного судостроения начала 19 века: «Эзельгофт английской формы по длине равнялся половине длины топа мачты, иногда несколько меньше». Из этого следует, что топ более чем в два раза превышал длину эзельгофта. А поскольку наша бронзовая мачта имела эзельгофт 16,5 дюймов, то, значит, её топ должен быть больше 33-х дюймов. Поэтому, в первом варианте эскиза (07.12.2012) для топа стеньги была выбрана величина 37 дюймов (94 см).
      Недавно (11.06.2017) было проведено дальнейшее уточнение размеров. Неоценимую помощь в этом оказала уникальная фотография Александра Соколенко. 5 ноября 1944 года военный фотокорреспондент запечатлел набережную Приморского бульвара с борта одного из кораблей ЧФ. На одном из кадров его фоторепортажа достаточно хорошо виден памятник Затопленным кораблям со стороны моря. Видна ещё не утраченная нижняя часть бронзовой конструкции и эзельгофт в своём первоначальном положении.



      На основании детального исследования этого исторического фотодокумента был изменён эскиз: Топ стеньги увеличен с 37 до 56 дюймов. Соответственно, на 19 дюймов был увеличен и шпор брам-стеньги.
      Выражаю благодарность краеведу Севастопольского Клуба любителей истории города и флота Сергею Ждамирову за помощь в поиске уникальных фотоматериалов.

Две стадии разрушения бронзового макета грот-стеньги

Владимир Салтанов



© 2009. Все права защищены.

299001, г.Севастополь,
проспект Нахимова 7

8 (8692) 54-33-15
8 (8692) 54-37-58

О библиотекеОтделыРесурсыУслугиДрузьяПартнерыКонтакты