13.07.2016г. -
Борис Лавренев (1891-1959). Песнь о черноморцах.
125 лет со дня рождения
Борис Андреевич Лавренев (Сергеев) (1891-1959), русский советский писатель, прозаик, публицист, драматург, один из основоположников советской маринистики.Родился в 5 (17) июля 1891 году в Херсоне. Окончив местную гимназию, он поступил на юридический факультет Московского университета. К студенческим годам относятся и его первые литературные опыты. Первые поэтические опыты Лавренева появились весной 1911 года в херсонском журнале «Весенние зори». «Поэтическое вдохновение хлынуло из меня неудержимым потоком в первый год студенчества. Я писал запоем и рвал написанное беспощадно, оставляя жизнь только немногим стихотворениям, относительно которых я был уверен. И весной 1911 года я с душевным содроганием увидел одно из этих стихотворений превращенным в печатный текст нашей газетой «Родной край» – вспоминает Б.Лавренев в своей «Автобиографии».
Вековое
Несмело волны в скалы бьются,Звеня ласкающей тоской.
С тревожным стоном чайки вьются
Над изумрудною волной.
Утомлено дневной дорогой,
Светило сходит на покой,
И месяц, ночи страж двурогий,
Плывет небесной крутизной.
А завтра снова солнце встанет
И лаской землю подарит,
И море с песней в скалы грянет,
И белой пеной закипит.
Что было – завтра повторится,
Все, что прошло, - воскреснет вновь.
Над миром с хохотом струится
Неизмененный бег веков.
И шумы дня собою кроя,
Неугасимый и живой, -
Все слышен в рокоте прибоя
Столетний шепот роковой.
1911г.
В 1912 году Лавренев печатается в декадентском альманахе «Жатва», всецело находясь под «жестоким обаянием» символистов, среди которых выделял Иннокентия Анненского. Но в 1917 г. резко порывает с символизмом и входит в московскую группу эгофутуристов, общаясь и с петербургским обществом футуристов
«Мезонин поэзии».
Драки, скандала, ножей, пунша из жил готтентотов,
Темного, пряного пунша – утолить звездный
садизм…
Женщина – истерика в колье из маринованных
шпротов
Встала над миром, обнажив живот – силлогизм.
Темного, пряного пунша – утолить звездный
садизм…
Женщина – истерика в колье из маринованных
шпротов
Встала над миром, обнажив живот – силлогизм.
Стихи, исполненные беспредметных сожалений. Стихи, «где серые мыши тоски грызли синий бархат мечтаний», «жадные алые маки питались соками страшных побоищ», а «скользкие черти в кровавых очках шныряли в глухих провалах».
Погружаясь в поэтическое наследие писателя, ярко ощущается его тяготение к «лермонтовскому романтизму».
Путешествие
Кипело море. Призраком седым
Вставал туман, и даль была пустынна.
В лиловом масле вспененной воды,
Скрипя, раскачивалась бригантина.
Над ужасом грозил узор планет,
Ярились волны древнею обидой,
По вечерам зодиакальный свет
Пылал над хлябью бледной пирамидой.
И лунный серп в холодном серебре
Струил по каплям едкую отраву,
Распластанный в зените Южный Крест
Напоминал про гибельную славу.
И ветер плакал в переплетах рей,
Но страха мы не ведали и боли,
И с каждым днем впивала грудь острей
Смоленый и пьянящий запах воли.
Морская тема позже органично войдет в рассказы, повести и пьесы Лавренева
В 1912 году он выступил с циклом стихов в московском альманахе "Жатва".
Первая мировая война, в которой Лавренев участвовал артиллерийским офицером (он был мобилизован в 1915 году, окончил военное училище и был послан на фронт), многое показала ему в новом свете. Лавренев в прозе пытался выразить протест против войны. В 1916 году он пишет повесть "Гала-Петер". Добровольцем уходит Лавренев в Красную Армию. Служит в артиллерийских частях на Украинском и Крымском фронтах, некоторое время командует бронепоездом.
После ранения, полученного в 1919 году, работает в редакции газеты Туркестанского фронта. В 1924 году вышла первая книга Лавренева "Ветер". В 1925 году им были написаны роман "Крушение республики Итль" и рассказ "Срочный фрахт". Тогда же Лавренев создал свою первую пьесу ("Дым", или "Мятеж"). Творческой удачей стала повесть "Сорок первый", написанная в 1924 году. Эта повесть будет неоднократно экранизирована, по ней поставлены музыкально-драматические и просто драматические спектакли. Пожалуй, самая известная экранизация 1956 года - художественный фильм режиссёра Григория Чухрая. Вторая экранизация повести после фильма Якова Протазанова. В главных ролях Олег Стриженов (Говоруха-Отрок) и Изольда Извицкая (Марютка Филатова). По пескам среднеазиатской пустыни движется, преследуемый белыми, умирая от жажды, отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым. На боевом счету у лучшего стрелка отряда Марютки — сорок убитых белогвардейских офицеров. В последнем бою по захвату каравана взят в плен белый поручик-аристократ Говоруха-Отрок, направленный с дипломатической миссией от Колчака к Деникину. Красноармейцы пытаются вернуться к своим, борясь с враждебной пустыней. Наконец, они выходят к побережью Аральского моря, где Мария, Говоруха-Отрок и несколько бойцов берут лодку, чтобы достичь большой земли. Все красноармейцы гибнут во время шторма, а Мария с поручиком оказываются выброшены одни на остров. Они находят убежище в хижине рыбака и вынуждены ждать.
Во время этого ожидания они сближаются и, в конечном счёте, влюбляются друг в друга. Когда к острову приближается судно, они первоначально думают, что это возвращаются рыбаки. Поняв, что на судне белогвардейцы, Говоруха-Отрок бросается к берегу, но Мария, которой был дан приказ не сдавать поручика живым, стреляет своему любимому в спину.
«Было обозначено в документах, что гвардии поручик Говорухо-Отрок Вадим Николаевич уполномочен правительством Верховного правителя России адмирала Колчака представить особу его при Закаспийском правительстве генерала Деникина. Секретные же поручения, как сказано было в письме, поручик должен был доложить устно генералу Драценко», — пишет Борис Лавренёв в своей повести.
В 1927 году увидела свет пьеса "Разлом". С конца двадцатых до конца тридцатых годов Лавренев пишет повести "Гравюра на дереве", "Большая земля", "Чертеж Архимеда", пьесу "Начало пути".
В годы Великой Отечественной войны Лавренев корреспондент центральных газет. Десятки новых рассказов составили сборники: "Большое сердце", "Подвиг", "Портрет", "Люди большого сердца".
В 1949 году пьесе "Голос Америки" была присуждена Сталинская премия 2-й степени.
Умер Борис Лавренев 7 января 1959 года в Москве.
Крым и Севастополь в творчестве писателя
Борис Андреевич Лавренев любил море с детства. Маленьким мальчиком приезжал он с родителями в Севастополь, на Южный берег. Необъятность и красота моря покорили будущего писателя. Во время первой мировой войны в 1916 году Лавренев был отравлен газом и пять месяцев лечился в Евпатории. Результат пребывания писателя в Евпатории - повесть "Марина". Нашла свое отражение в творчестве Лавренева и тема гражданской войны в Крыму. Неразбериха, хаос, трудности того времени показаны в повести "Ветер". Любовью к морю и Севастополю пронизан роман о событиях 1914 года "Синее и белое". Любовно выписаны севастопольские и морские пейзажи. Роман «Синее и белое» начинается с тщательного любовного описания последних мирных дней юного гардемарина Алябьева. В романе приводятся резкие психологические и живописные контрасты: белый южный город, одуряющий запах белых акаций, белый китель молодого моряка, юная любовь с ее надеждами — и напряжение и тревога первых дней войны, напряжение и тревога даже в ослепительной синеве моря, в синих блузах непонятных Алябьеву матросов.
Символика цвета имеет в романе еще один смысл, кроме непосредственно живописного. Синее и белое — это цвета андреевского флага, развевающегося над царским флотом и олицетворяющего кастовую враждебность на кораблях, трагическую разобщенность матросов и офицеров перед лицом внешнего врага, классовые противоречия зреющей революции. Обилие подробностей мирного быта и первых дней войны, скрупулезная выписанность особенностей службы на корабле придают роману Лавренева качества исторического свидетельства, сделанного рукой уверенного живописца и дополненного изысканиями историка, изучившего все обстоятельства начала мировой войны и обстановку в русском флоте. Последнее — новая черта в творчестве Лавренева, отвечающая задачам и стилю времени, когда очерк становится заметной формой литературы, а документ — ее почетным орудием. Тщательно изучая материалы о начале первой мировой войны при работе над «Синим и белым», Лавренев напал на интереснейший факт, именуемый в английской военной истории «стратегической ошибкой». Находясь летом 1914 года накануне объявления войны в водах Средиземного моря, английский флот по приказу своего командования пропустил немецкие крейсеры «Гебен» и «Бреслау» к черноморским проливам, что сыграло роковую роль в дальнейшем ходе войны, особенно для русского флота. Герои «Синего и белого» становятся жертвой преступной «игры» английского адмиралтейства, не подозревая о причинах своих бед.
В годы Великой Отечественной войны писатель корреспондент центральных газет. Публикует очерки и рассказы о доблестных защитниках Родины. Многие из них посвящены морякам - черноморцам ("Подарок старшины", "Чайная роза", "Маяк" и другие.) и входят в так называемый «Севастопольский цикл». Военные рассказы Лавренева, так же как его первые рассказы о гражданской войне, ассоциируются в нашем представлении с Черным морем, с камнями Севастополя, с защитой Крыма в 1941–1944 годах. И мужественный, не унывающий перед лицом смерти моряк-черноморец — любимый герой писателя.
В рассказе «Возвращение Одиссея» он рисуется в облике юноши-офицера, пронесшего через все превратности войны любовь к своей спасительнице, девочке-партизанке. В «Чайной розе» он выступает в облике балагурящего балаклавского снайпера-сердцееда. Рассказ «В канун праздника» интересен колоритной фигурой толстого флотского повара-украинца, героическим поступком доказавшего право оставить свою мирную профессию, чтобы сражаться с оружием в руках. Примерами мужества, веселой шуткой, любовью к родному краю Лавренев поддерживал дух советских людей, внушал надежду, звал к подвигу.
Во время 250- дневной героической обороны Севастополя, Лавренев делит трудности с защитниками города. В 1942 году по горячим следам написана героическая драма "Песнь о черноморцах".
В 1944 году после освобождения Крыма писатель вновь приезжает в Севастополь. Жизнь и творчество Лавренева неразрывно были связаны с морем.
Была у писателя задумка, которой не суждено было осуществиться. В 1955 году Борис Андреевич через газеты «Красная звезда» и «Флаг Родины» обратился с открытым письмом к читателям. Он просил моряков-черноморцев и жителей Севастополя присылать ему «не стесняясь формой и размерами воспоминания о боевых эпизодах, о людях, о героических делах черноморцев». Лавренев почти написал роман, носивший рабочее название «Возвращение в Итаку», в котором сравнивал подвиг защитников Севастополя с подвигами спартанцев. Скоропостижная кончина прервала этот труд. Позже глава из романа была напечатана в «Новом мире».
В 1944 году после освобождения Крыма писатель вновь приезжает в Севастополь. Жизнь и творчество Лавренева неразрывно были связаны с морем.
Была у писателя задумка, которой не суждено было осуществиться. В 1955 году Борис Андреевич через газеты «Красная звезда» и «Флаг Родины» обратился с открытым письмом к читателям. Он просил моряков-черноморцев и жителей Севастополя присылать ему «не стесняясь формой и размерами воспоминания о боевых эпизодах, о людях, о героических делах черноморцев». Лавренев почти написал роман, носивший рабочее название «Возвращение в Итаку», в котором сравнивал подвиг защитников Севастополя с подвигами спартанцев. Скоропостижная кончина прервала этот труд. Позже глава из романа была напечатана в «Новом мире».
1991 год, год столетия Б.А. Лавренева и еще это последний год существования Советского Союза. Пройдет месяц и 15 августа начнется так называемый «августовский путч». Крым и Севастополь вновь станут местом «революционных» событий, изменится судьба страны, как и в годы революции и Гражданской войны, так ярко отраженные в творчестве Б. Лавренева. В газете «Слава Севастополя» от 26 июля в рубрике «Новости культуры», помещена небольшая заметка библиографа Севастопольской Морской библиотеки Евгении Матвеевны Шварц «О человеке и море». Цитируя писателя, она пишет: «Вырастал я у Черного моря, полюбил его с первого взгляда и навсегда верной любовью однолюба». По семейному преданию дед писателя по матери артиллерист поручик Ксаверий Цеханович был участником обороны Севастополя 1854-1855 годов. Неизменно трогает читателя своей наивностью рассказ «Черноморская легенда» - о том, как в осажденном Севастополе (Великая Отечественная) сошли с пьедестала своего памятника на Малаховом кургане адмирал Корнилов и матрос Кошка и ушли в пещеры Инкермана, чтобы вернуться на свое место, когда город будет освобожден.
Драматический театр Черноморского флота им. Б.А. Лавренева и творчество писателя.
Драматический театр Черноморского флота, с 1979 года носящий имя Б.А. Лавренева, неоднократно ставил пьесы драматурга. Еще в тридцатых годах ХХ века Театр Черноморского флота одним из первых поставил на своей сцене пеьсу Лавренева «Разлом». Актуальная для своего времени, она раскрывала тему революции и Гражданской войны на флоте. Сейчас эту пьесу было бы интересно посмотреть тем, кто изучает историю Крыма – она дает представление о событиях того времени так сказать «из первых уст», ведь Борис Лавренев сам воевал в рядах Красной армии. Напомним, что он был комендантом Алушты и командиром бронепоезда.
В 1942 году, до эвакуации, артисты театра в подвале разрушенного Дома офицеров слушали отрывки из пьесы Бориса Лавренева «За тех, кто в море» в исполнении автора. А в 1970 году этот спектакль вновь с успехом шел на сцене театра. Режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РСФСР Ю. Юровский постарался приблизить героев пьесы к реалиям 70-х годов, что ему удалось, ведь пьеса поднимает извечные проблемы – порядочность, верность долгу и бескорыстие вступают в конфликт с карьеризмом, приспособленчеством. Героями постановки являются военные моряки, что сделало спектакль особенно понятным и близким севастопольскому зрителю. Одна сцена от другой отделялась звоном корабельных склянок. Интересным было начало спектакля. Выстроившись на авансцене, действующие лица заявляют, что они хотят, когда пройдут годы и побелеют головы, рассказать «новой, буйной юности, любопытной, жадной к жизни» как добывалось счастье.
В 1942 году, до эвакуации, артисты театра в подвале разрушенного Дома офицеров слушали отрывки из пьесы Бориса Лавренева «За тех, кто в море» в исполнении автора. А в 1970 году этот спектакль вновь с успехом шел на сцене театра. Режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РСФСР Ю. Юровский постарался приблизить героев пьесы к реалиям 70-х годов, что ему удалось, ведь пьеса поднимает извечные проблемы – порядочность, верность долгу и бескорыстие вступают в конфликт с карьеризмом, приспособленчеством. Героями постановки являются военные моряки, что сделало спектакль особенно понятным и близким севастопольскому зрителю. Одна сцена от другой отделялась звоном корабельных склянок. Интересным было начало спектакля. Выстроившись на авансцене, действующие лица заявляют, что они хотят, когда пройдут годы и побелеют головы, рассказать «новой, буйной юности, любопытной, жадной к жизни» как добывалось счастье.
В мае 1965 года Драматический театр Черноморского флота представил на суд зрителей – моряков – черноморцев и жителей Севастополя – новый спектакль по одноименной пьесе Б. Лавренева «Песнь о черноморцах». Газета «Флаг Родины» от 15.05.1965 так писала о постановке: «Песнь о черноморцах» - героическая драма . Автор ее Борис Лавренев сам был в рядах защитников города-героя, потому так правдивы написанные им образы матросов, старшин, офицеров, жителей Севастополя. Коллектив нашего театра сделал многое для того, чтобы показать молодым воинам, не знавшим войны, яркие и поучительные картины героического прошлого черноморцев».
16 октября 1979 года в Драматическом театре Краснознаменного Черноморского флота состоялся вечер, посвященный присвоению театру имени Б. А. Лавренева. Его открыл заместитель начальника политуправления Черноморского флота капитан 1 ранга А.П. Бычков (с 1989 по 2005 гг. заведующий Севастопольской Морской библиотекой). На этом вечере были показаны отрывки из спектаклей на флотскую тематику, и в их числе из «Песни о черноморцах».
Подготовила ведущий библиотекарь
читального зала О.Фудина
читального зала О.Фудина