19.10.2014г. -
Кир Булычёв - это Вселенная.
Кто же он?- Писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982).
Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.
Его псевдонимы:
Игорь Всеволодович Всеволодов,
Николай Ложкин,
Маун Сейн Джи,
Лев Христофорович Минц,
Кирилл Булычёв,
Кир Булычёв
После окончания школы Игорь по комсомольской разнарядке поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН, в 1959 году вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1962 году окончил аспирантуру, с 1963 года работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI—XIII века)», в 1981 году — докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.
Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений — сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.
Экранизировано более двадцати произведений, в частности, по повести «Сто лет тому вперёд» (1977) снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего» — один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х. В 1982 году стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». При вручении Государственной премии и был раскрыт псевдоним, впрочем, ожидаемое увольнение не состоялось.
Кир Булычёв был членом Творческих Советов журналов фантастики «Полдень. XXI век» и «Если». Журнал «Если» был даже спасён Булычёвым в середине 90-х, когда оказался под угрозой финансового краха.
Лауреат премии в области фантастики «Аэлита» (1997). Кавалер «Ордена рыцарей фантастики» (2002).
Действие романов дилогии: «На днях землетрясение в Лигоне» и «Голые люди» происходит в вымышленной стране Лигон в юго-восточной Азии. Прототипом послужила Бирма, в которой автор провёл несколько лет. Название Лигон также носит столица одного из государств планеты Муна в повести «Последняя война».
Кир Булычёв написал несколько пьес, некоторые из которых, по просьбе режиссёра Андрея Россинского для постановки в театре «Лаборатория». Некоторые пьесы он писал специально: «Крокодил на дворе», «Ночь в награду», некоторые получались из переработанных повестей: «Товарищ Д.» и «Осечка-67», а пьеса «Именины госпожи Ворчалкиной» − переработка одноимённой пьесы императрицы Екатерины Великой.
Общее количество изданных научных и научно-популярных произведений, публиковавшихся под настоящим именем — несколько сотен. Большей частью это работы по истории («7 и 37 чудес», «Женщины-убийцы», «Артур Конан Дойл и Джек-потрошитель», «1185 год»), востоковедению («Аун Сан»), и литературоведению («Падчерица эпохи» — о фантастике 20-х — 30-х годов), а также автобиографическая книга «Как стать фантастом», публиковавшиеся в специальных и популярных журналах. Кроме того, из-под пера Булычёва вышло более шестисот стихотворений и несколько десятков рассказов-миниатюр. В книге «Западный ветер — ясная погода» популярно описываются события Второй мировой войны в Юго-Восточной Азии.
Беседы о фалеристике. Из истории наградных систем. Книга И.В. Всеволодова (псевдоним историка Игоря Можейко). Впервые изданная в 1990 году, яркая и увлекательная летопись истории. Здесь и наградные знаки Античности, и духовно-рыцарских орденов Средневековья и светских орденских союзов Европы, и медали Ивана Грозного, и полковые знаки начала XX в., награды СССР и современные ордена зарубежных стран.
С тех пор из под пера писателя вышло более сотни произведений, как взрослых, так и детских. В своих серьёзных книгах он обращался к темам экологических и социальных катастроф и считал их предупреждениями, однако для большинства читателей Булычёв остался добрым сказочником, рисовавшим радостные картины будущего.
Пожалуй, это наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла — школьница (в первых рассказах — ещё дошкольница) XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1960 году. Первыми произведениями цикла стали рассказы, составившие сборник «Девочка, с которой ничего не случится». Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени.С тех пор из под пера писателя вышло более сотни произведений, как взрослых, так и детских. В своих серьёзных книгах он обращался к темам экологических и социальных катастроф и считал их предупреждениями, однако для большинства читателей Булычёв остался добрым сказочником, рисовавшим радостные картины будущего.
Памятником Громозеку увековечили персонажа Кира Булычёва в Нижнем Новгороде.
В 2004 году Кир Булычёв посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») в номинации «Критика и публицистика», за серию очерков «Падчерица эпохи».
Мемориальная премия им. Кира Булычева вручается журналом «Если» с 2004 года, являясь свидетельством высокого литературного уровня и человечности, проявленных в произведении.
Кир Булычев – это отдельная вселенная. Сочиняя сказки о путешествиях во времени, он и сам путешествовал в разные эпохи – как историк
Цитаты Кира Булычёва:
- «Начнешь разбирать книги, зачитаешься через десять минут. И уборке конец».
- «Очень глупо ждать, самое обыкновенное и самое неправильное занятие. Жить надо так, чтобы совсем не ждать…»
- «Без истории люди перестают быть людьми».
А ещё Игорь Всеволодович Можейко писал акварели…
Дочь - Алиса Игоревна Лютомская рассказывает:
- «Отец писал ночами, лежа... на полу. Днем отвлекали бесконечные телефонные звонки»
«У него был «веер интересов»: фалеристика, нумизматика... Коллекции его нельзя назвать большими и ценными. Отец больше собирал не атрибутику, а информацию о ней. Затем писал об этом книги. Считал себя большим знатоком фалеристики.
Всегда проявлял большой интерес к истории. А познавать ее через предметы — это же удовольствие. Одно время собирал старинные пистолеты, потом — сабли, военные головные уборы: каски, треуголки... Более того, чтобы начать собирать какую-то новую атрибутику, обычно приходилось расставаться со старой коллекцией (по финансовым соображениям).
Был Остроумным и оптимистичным!- «Очень глупо ждать, самое обыкновенное и самое неправильное занятие. Жить надо так, чтобы совсем не ждать…»
- «Без истории люди перестают быть людьми».
А ещё Игорь Всеволодович Можейко писал акварели…
Дочь - Алиса Игоревна Лютомская рассказывает:
- «Отец писал ночами, лежа... на полу. Днем отвлекали бесконечные телефонные звонки»
«У него был «веер интересов»: фалеристика, нумизматика... Коллекции его нельзя назвать большими и ценными. Отец больше собирал не атрибутику, а информацию о ней. Затем писал об этом книги. Считал себя большим знатоком фалеристики.
Всегда проявлял большой интерес к истории. А познавать ее через предметы — это же удовольствие. Одно время собирал старинные пистолеты, потом — сабли, военные головные уборы: каски, треуголки... Более того, чтобы начать собирать какую-то новую атрибутику, обычно приходилось расставаться со старой коллекцией (по финансовым соображениям).
Смотрел на мир глазами ученого, все подвергал анализу. Под рукой у отца всегда были энциклопедии и другая справочно-информационная литература.
Он словно стремился сэкономить жизненное время, чтобы побольше успеть сделать того, что было для него интересно».
Подготовила В.А. Сапегина