Рекомендуем почитать
История, запечатленная в книге
Классика и современность
Коллекции Редкого фонда
Из коллекции Аксентьева С.Т.
Неповторимый Севастополь
Классика и современность
Коллекции Редкого фонда
Из коллекции Аксентьева С.Т.
Неповторимый Севастополь
Наши писатели - наши читатели
Слово об Армии и Флоте
Календарь знаменательных дат
Пушкиниана
Новости от партнеров и друзей
Слово об Армии и Флоте
Календарь знаменательных дат
Пушкиниана
Новости от партнеров и друзей
13.12.2018г. -
ОЧЕРКИ ПЕРОМ И КАРАНДАШОМ из КРУГОСВЕТНОГО ПЛАВАНИЯ в 1857, 1858, 1859 и 1860 годах А. ВЫШЕСЛАВЦОВА.
Это одно из самых интересных изданий 60-х годов XIX века как по содержанию, так и по художественному оформлению. После выхода в свет современники сравнивали его с "Фрегатом "Паллада" И. Гончарова. Потом другие работы А. Вышеславцова (он был известен как автор трудов по истории итальянского искусства) затмили популярность «Очерков...», книга была занесена в разряд географических сочинений и, судя по каталогам собраний, часто встречалась в библиотеках учреждений Морского ведомства, кораблей русского флота, военно-морских библиотеках. Имеется издание и в Морской библиотеке.
Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания в 1857, 1858, 1859 и 1860 годах А.Вышеславцова.- СПб, 1862. – 600с. 3 листа оглавления, 24 литографированных рисунка.
![](/spaw2/uploads/images/%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%201.jpg)
Алексей Владимирович Вышеславцов (1831–1888) — российский путешественник и историк искусства. Выпускник медицинского факультета Московского университета, он начал службу в 1854 году врачом Полтавского пехотного полка, участвовал в обороне Севастополя (находился во время осады при Камчатском редуте у Малахова кургана). Именно в Севастополе А. Вышеславцов начал писать. Это были рассказы о севастопольских событиях. В 1856 году они были опубликованы в «Морском сборнике». После войны А. Вышеславцов был переведен в Кронштадт врачом 23 флотского экипажа. Из Кронштадта 19 сентября 1857 года в составе отряда кораблей под командованием капитана I ранга Д.И. Кузнецова на клипере «Пластун», где он состоял врачом, А. Вышеславцов отправился в дальнее путешествие. Целью экспедиции стало посещение нашего прибрежья на Тихом океане и «акклиматизация русского флага в японских и китайских пристанях».
На клипере «Пластун» А. Вышеславцов обогнул мыс Доброй Надежды, побывал на островах Атлантического океана, в Сингапуре, Гонконге, во многих бухтах Амурского края. Целый год клипер провел в японских водах. На обратном пути А. Вышеславцов увидел Полинезию, прошел Магелланов пролив, побывал в Южной Америке, вторично пересек Атлантический океан. В августе 1860 года, совершив полное кругосветное плавание, он возвратился в Кронштадт.
В течение всего путешествия А. Вышеславцов делал наброски наиболее интересных мест, типов жителей разных стран, этнографических особенностей их быта. Эти любительские рисунки отразили трехлетний путь экспедиции, стали художественным дневником путешествия и легли в основу книги "Очерки пером и карандашом из кругосветного плавания...», впервые изданной в 1862 году. Издателем выступило Морское министерство, которое всегда придавало особое значение популяризации материалов русских морских экспедиций.
![](/spaw2/uploads/images/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE2%D0%BE%D1%87.jpg)
![](/spaw2/uploads/images/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%203%D0%BE%D1%87.jpg)
![](/spaw2/uploads/images/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%204%D0%BE%D1%87.jpg)
![](/spaw2/uploads/images/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%205%D0%BE%D1%87_1.jpg)
Книга содержит 24 рисунка автора, литографированных известным петербургским мастером Полем Пети. Рисунки должны были стать своеобразным «Атласом» к путешествию. Текстовая часть, большей частью уже представленная в исторических и морских журналах в форме писем, была для книги обработана в виде очерков.
После выхода в свет «Очерки...» сразу были замечены читателями.
Журнал «Морской сборник» назвал книгу «замечательным явлением в нашей литературе» и посвятил ей пространную статью, особо отмечая, что в лучших традициях русской «морской» книги А. Вышеславцов старался придать своему труду не только литературный, но и научно-познавательный характер.
Действительно, А. Вышеславцов познакомил русскую публику с Мысом Доброй Надежды и ее жителями, рассказал о национальной пестроте Сингапура, о коренных обитателях Таити и Южной Америки. Подробно и заинтересованно описал Японию, обратив особое внимание на традиционное японское искусство.
![](/spaw2/uploads/images/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%206%D0%BE%D1%87.jpg)
![](/spaw2/uploads/images/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%207%D0%BE%D1%87.jpg)
![](/spaw2/uploads/images/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%208%D0%BE%D1%87.jpg)
![](/spaw2/uploads/images/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE9%D0%BE%D1%87.jpg)
Полиграфическое и художественное оформление издания осуществлено на самом высоком уровне. Текст книги напечатан четким шрифтом на прекрасной веленевой бумаге. Размер издания в 8-ю долю листа позволял гармонично организовать страницу (с большими отступами для полей), сделав ее удобной для чтения. Книгу открывала изящная обложка Адольфа Шарлемана, характерного для изданий 60-х годов комбинированного типа. В обложке совмещались изображения самых характерных жителей Азии, Африки, Полинезии, Америки и сценки с их традиционными занятиями. Далее располагался титульный лист с названием, набранный шрифтом разных гарнитур, что придавало ему большую декоративность. В тексте находились 24 литографии в два тона. Их с набросков А. Вышеславцова рисовали на камне ученики пейзажного класса Академии художеств: Иван Шишкин, Василий Верещагин, Александр Гине и Петр Джогин. Листы иллюстраций отличались тематическим разнообразием. Это и привычные для подобных изданий этнографические типы жителей далеких стран, и пейзажные зарисовки, и жанровые сценки. Живые и выразительные, они покоряли читателей.
В 1867г. «Очерки...» Вышеславцова переиздал М. Вольф. Он сохранил структуру книги, расположение иллюстраций, для желающих на выбор предлагалось два варианта художественного переплета. К сожалению, издание Вольфа получилось не таким изысканным, как первое, 1862 года. Кроме того, не все иллюстрации первого издания вошли во второе. Издание 1867г. было более распространенным. Именно оно находилось в библиотеках учебных заведений, военных полков и в домашних книжных коллекциях.
С. Карпова, библиограф
Морской библиотеки им адмирала М.П. Лазарева.
Морской библиотеки им адмирала М.П. Лазарева.