Рекомендуем почитать
История, запечатленная в книге
Классика и современность
Коллекции Редкого фонда
Из коллекции Аксентьева С.Т.
Неповторимый Севастополь
Классика и современность
Коллекции Редкого фонда
Из коллекции Аксентьева С.Т.
Неповторимый Севастополь
Наши писатели - наши читатели
Слово об Армии и Флоте
Календарь знаменательных дат
Пушкиниана
Новости от партнеров и друзей
Слово об Армии и Флоте
Календарь знаменательных дат
Пушкиниана
Новости от партнеров и друзей
14.10.2018г. -
Парусные корабли в кругосветных плаваньях.
С. Карпова, библиограф.
Морская библиотека приступила к составлению проспекта, куда войдет информация, как о прижизненных изданиях документов отечественных мореплавателей, так и об особо редких, изданных в 40-50-е годы ХХ века.
Последний раздел проспекта посвящен парусным кораблям. На наш взгляд, такое отступление от основной темы вполне оправдано. Именно на кораблях, оснащенных только парусами, совершались опасные кругосветные плавания, пересекались моря и океаны, открывались острова и целые материки.
Вашему вниманию уже был предложен материал, посвященный учебному плаванию гардемаринов Морского кадетского корпуса на парусном корабле – бриге «Феникс» в мае-сентябре 1817 года: Как прекрасны старинные корабли.
Продолжаем тему парусного флота рассказом о последних парусных судах, построенных на Черноморском флоте в 30 -40-х годах ХIХ века.
«…Флот Черноморский с 1834 года получил… совершенное преобразование»: лазаревский период Черноморского парусного флота.
В фондах Морской библиотеки хранится редчайшая книга – корабельный справочник 1844 года «О судах Черноморского флота, построенных со времени вступления на престол Государя Императора Николая Павловича». История создания книги напрямую связано с деятельностью М.П. Лазарева
на посту Главного командира Черноморского флота и портов.
В середине ХIХ века на Черном море Россия имела флот, который считался одним из лучших в Европе. Расцвет Черноморского флота приходится на годы, когда его Главным командиром становится выдающийся флотоводец, мореплаватель и ученый адмирал М.П. Лазарев(1834-1851).
В октябре 1834 года М.П. Лазарев подает подробнейший рапорт начальнику Главного морского штаба адмиралу А. С. Меньшикову о проекте «нового штата судов Черноморского флота и о мерах по усилению кораблестроения».26 мая 1835 года он получает предписание адмирала А.С. Меньшикова «Об утверждении штатов судового состава Черноморского флота: «Я имел счастье представить на высочайшее государя императора усмотрение изложенные (М.П. Лазаревым – С. Карпова) соображения об укомплектовании Черноморского флота… Е.и.в. высочайше повелеть изволил: штатное число судов парусного флота Черноморского флота определить на будущее время следующее:
кораблей 120-пушечных -3, кораблей 84-пушечных – 12, фрегатов 60-пушечных – 4, фрегатов 44-пушечных – 3, корветов – 5, бригов: больших – 7, малых – 3, шхун – 6, тендеров – 4, бомбардирских судов – 3, яхт – 2, военных пароходов - 2, транспортов: больших – 6, средних – 6, малых – 3. Всего 69 судов» (цитируется по Сборнику документов «М.П. Лазарев», М., 1961 г.)
В документальном наследии М.П. Лазарева около 100 рапортов, прошений, докладных записок, писем, предписаний, распоряжений, инструкций, освещающих его роль в строительстве кораблей Черноморского флота их вооружении и оснащении. М.П. Лазарев внимательно следил за последними достижениями в области кораблестроения за рубежом, а богатый практический опыт, приобретенный им во время длительных кругосветных плаваний, позволил адмиралу выбирать лучшие из новшеств и строить остойчивые, поворотливые и быстроходные корабли. В вышеупомянутом Сборнике представлены интереснейшие документы - сводные ведомости об «усовершенствованиях в кораблестроении и оборудовании судов Черноморского флота» с 1834 по 1848 годы, составленные Кораблестроительным комитетом. Председатель комитета, перечисляя бесчисленные новшества на строящихся кораблях, отмечает, что «все корабли и другие суда Черноморского флота строятся по новейшим планам, утвержденным… главным командиром. Красота наружного вида, скорость хода, и прочие достоинства мореходных качеств новейших кораблей известны каждому морскому офицеру», и в заключении делает вывод о том, что «флот Черноморский с 1834 года получил… совершенное преобразование и представляет доказательство великих попечений начальствующего им г. главного командира»
Только парусных линейных кораблей – 120-ти и 84-ти пушечных - при М.П. Лазареве было построено 15 единиц, и, к началу Крымской войны, именно они составили ядро Черноморского флота. Все корабли были построены в Николаеве, по тактико-техническим характеристикам и боевым качествам они находились на уровне лучших кораблей аналогичного класса английского флота - тогда сильнейшего в мире, а по боевой подготовке экипажей даже превосходили их. В 1841 году по разрешению русского императора на Черноморский флот прибыл главный инспектор кораблестроения английского флота Уильям Саймондус.
«…пришлось показать ему все, что есть у нас есть в Николаеве, отправиться с ним в Севастополь, там он увидел наш флот и посещал почти все военные суда и , кажется, сверх ожидания своего, нашел все в гораздо лучшем и большем размере, нежели он полагал найти, - писал М.П. Лазарев отставном у капитану А.И. Веревкину. - Он судами нашими очень любовался и всем, что на них есть, как-то: красивой постройкой, покроем парусов, рангоутом, гребными судами, кузнечной работой и отделкой вообще»
Последняя серия парусных кораблей Черноморского флота «Двенадцать апостолов», «Париж» «Великий князь Константин» воплотили в себе все современные достижения мирового парусного кораблестроения. Это были огромные трехдечные линейные корабли водоизмещением более 5500 тонн, длиной 63 метра, шириной – 18 метров. Большие размеры давали возможность установить максимальное количество орудий, и такие корабли получили по классификации того времени первый, то есть 120-пушечный, ранг.
Несмотря на огромные размеры, корабли имели совершенные обводы и изящный корпус. Большая площадь парусов, стройный рангоут, крепкий такелаж позволяли им развивать скорость 10 узлов. Особенно красив был линейный корабль «Двенадцать апостолов», Его закладка состоялась 4 октября 1838 года в эллинге Николаевского адмиралтейства. Проектировал корабль начальник Николаевского корпуса корабельных инженеров полковник Д.И. Воробьев, строил талантливый корабельный инженер капитан С.И. Чернявский. Корабль строился под личным и неусыпным наблюдением М.П. Лазарева. Все работы, связанные с постройкой корабля, Николаевское адмиралтейство выполняло в первую очередь. О значимости корабля для главного командира указывает и тот факт, что строился он не только адмиралтейскими мастерами, но и наемными плотниками, с которых были взяты подписки об ускорении работ. Корабль сошел со стапелей в 1841 году. Командиром корабля Лазарев назначает капитана 1 ранга В.А. Корнилова. «Корабль мой, - писал он Лазареву, - на последнем переходе оказался прекрасных качеств… Мне кажется, что теперь он так хорош, как трудно лучше… корабль этот, на который не могу наглядеться.» Действительно, по признанию современников, это был один из великолепнейших кораблей мира. И.К. Айвазовский, покоренный красотой этого корабля, изобразил его на восьми своих картинах.
В ряду многочисленных изображений корабля «Двенадцать Апостолов» значительное место занимает литография художника В.А. Прохорова. Она хорошо известна всем любителям парусного флота, фоторепродукции с литографии часто помещается в самых разных изданиях.
Корабельный справочник «О судах Черноморского флота, построенных со времени вступления на престол Государя Императора Николая Павловича», хранящийся в редком фонде Морской библиотеки, иллюстрирован подлинными - этой и другими - литографиями В.А. Прохорова. Более того, литографии были выполнены специально для данного издания.
… Бывает так. Берешь в руки книгу, листаешь ее и понимаешь, что отныне связан с ней невидимыми нитями, что все в этой книге по душе: ее содержание, исполнение, рисунки к ней… Такова книга «О судах Черноморского флота…». Она изящна и лаконична. Небольшого формата. Пожелтевшие от времени страницы, придают ей благородство, глубокий темно-синий цвет обложки прекрасно гармонирует с тисненной золотом затейливой рамкой, в центре которой гравировано изображение парусника, также «золотого».
Но от чего действительно невозможно оторвать глаз, так это от литографированных цветных рисунков с изображением парусных кораблей. В книге их двенадцать.
Рисунки безупречны, корабли выписаны до совершенства, в них ощущается полет, угадывается сдерживаемая мощь - не о таких ли парусниках стихотворение Новеллы Матвеевой?
Как прекрасны старинные корабли!
Будто жарким днем в холодке квартир
Кружевницы генские их плели,
А точили – резчик и ювелир.
Как прекрасны старинные корабли!
Грациозно выгнуто их крыло
И настоль тонкий на них чекан,
Будто их готовили под стекло,
А послали все-таки – в ураган…
Как прекрасны старинные корабли!
Будто жарким днем в холодке квартир
Кружевницы генские их плели,
А точили – резчик и ювелир.
Как прекрасны старинные корабли!
Грациозно выгнуто их крыло
И настоль тонкий на них чекан,
Будто их готовили под стекло,
А послали все-таки – в ураган…
Как прекрасны старинные корабли!
С 1828 года Морским ученым комитетом при Морском министерстве начал издаваться журнал «Записки ученого комитета». Бессменным редактором и автором многих его материалов был известный военно-морской деятель, председатель комитета генерал-лейтенант Л.И. Голенишев-Кутузов.
Тематика материалов журнала была самая разнообразная и охватывала все стороны военно-морского дела: история русского флота, описание изобретений и исследований по кораблестроению, вооружениям, навигации, астрономии, сведения о корабельном составе российского флота. В последующем, по материалам «Записок» издавались корабельные справочники.
Интенсивное строительство кораблей, проводимое М.П. Лазаревым, в 30-40-е годы фактически превратило Черноморский флот в экспериментальную кораблестроительную площадку всего российского флота. Понятно было желание начальника Главного морского штаба адмирала А.С. Меньшикова чтобы о новшествах, применяемых здесь при строительстве кораблей стало известно на всем российском флоте. А.С. Меньшиков обращается к председателю Морского ученого комитета Л.И. Голенищеву-Кутузову с рекомендацией издать справочник по корабельному составу Черноморского флота. Из предисловия к книге мы узнаем о дальнейших событиях: «Я сообщил главному сего флота командиру о доставлении мне нужных таких сведений… и присовокупил бы изображения нескольких судов. Господин адмирал Лазарев прислал мне подробную ведомость и 12 прекрасно литографированных в Черноморском Гидрографическом депо рисунков разных судов». (Представленная Лазаревым корабельная ведомость, была действительно самой подробнейшей! Она включила списки судов, построенных за 1827 -1844 годы с указанием верфи, наименования и типа корабля, даты его закладки и спуска на воду, типа вооружения, фамилии инженера-кораблестроителя, тактико-технических характеристик корабля - всего 325 судов).
В 30-50-е годы Черноморское гидрографическое депо, находящееся в Николаеве, имело свою гравировальную палату, где производились работы по гравированию карт, атласов, видов побережья, проливов и тому подобное. По штату в Депо полагалось иметь одного гравера с двумя помощниками и одного литографа также с двумя помощниками. В 1835 году адмирал Лазарев добивается разрешение взять на работу «вольных художников» и мастеровых, и с этого времени, по приказу М.П. Лазарева в Черноморском Гидрографическом депо начинают изготавливать гравюры и литографии кораблей, построенных в Николаевском адмиралтействе. Адмирал с огромным воодушевлением воспринимает идею создания иллюстрированного корабельного справочника по своему флоту. Он отбирает 12 самых удачных литогравюр и отправляет их Л.И. Голенищеву-Кутузову.
В 1844 году книга вышла в свет и сразу же стала библиографической редкостью: тираж ее составил всего 200 экземпляров. Часть издания предназначалась для императора и членов его семьи, часть – для известных адмиралов и военно-морских деятелей, среди которых были Ф.Ф. Беллинсгаузен, Н.Ф. Крузенштерн, П.И. Рикорд, Ф.П. Литке, А.А. Жандр и других. Один экземпляр получил лично М.П. Лазарев. 52 были переданы штабу Черноморского флота, Гидрографическому депо, Николаевской обсерватории, Корпусу флотских штурманов, Севастопольской Морской библиотеке. На библиотечном экземпляре – собственноручная надпись: «Севастопольской Морской Библиотеке. Л.Голенищев Кутузов». В наших фондах хранится еще один экземпляр этого эксклюзивного издания. Предположительно, тот, который стал собственностью Черноморского гидрографического депо. В 1862 году в ходе реорганизации гидрографических учреждений, Депо, находящееся в Николаеве было ликвидировано, а часть его собрания книг, в составе 400 томов, передано Севастопольской Морской библиотеке. В это время библиотека находилась в Николаеве, куда в 1854 году ее книжный фонд была эвакуирован из осажденного Севастополя.
И последнее.
Рисунки корабельного справочника сопровождаются надписями: Черноморское гидрографическое депо. Литография Прохорова. (8 рисунков). Черноморское гидрографическое депо. Литография Подустова. (4 рисунка)
Кто же эти замечательные граверы?
Никаких сведений о Подустове найти не удалось, след этого безвестного талантливого художника-мариниста остался лишь в его великолепных литографиях, изображающих корабли Черноморского флота. Биографические сведения о Прохорове помещены в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона и в других справочных изданиях 19 века.
Прохоров Василий Александрович родился в 1818 году в Орле, в семье священника. Был воспитанником Херсонской духовной семинарии, по окончанию которой получил право преподавать в приходском училище в Одессе. В 1842 году подал прощение «об увольнении его из духовного звания» и для «усовершенствования в живописи и архитектуре к коим имел непреодолимую и постоянную склонность с малых лет», поступает в Академию художеств. Вскоре оставляет академию, «научившись все же порядочно рисовать, что немало помогло ему в дальнейшей деятельности».
В 1844 году начинает заниматься преподавательской деятельностью в Морском кадетском корпусе. Для своих воспитанников он составляет и издает в типографии корпуса учебник «Краткий очерк всеобщей истории… с таблицами, картами и рисунками». В типографии печатаются и другие его рисунки и литографии. В 1861 году Прохоров В.А. вновь переходит на преподавательскую работу в Академию художеств. Здесь он «всецело посвящает себя изучению древнего искусства и быта русского народа», пишет ряд монографий, издает археологические журналы и в научной среде приобретает известность «скромного, но полезного и почтенного археолога»…
Вот тут-то и кроется настоящая интрига. О том, что Прохоров В.А в молодые годы работал в гравировальной палате Черноморского Гидрографического Депо в его биографии нет ни строчки, годы 1840-43-й вообще выпали из биографии Прохорова!.. Так действительно ли известный художник, археолог, писатель, этнограф Прохоров В.А., будучи молодым, никому не известным рисовальщиком, являлся автором известной литографии парусного корабля «Двенадцать апостолов» и других литографий кораблей, помещенных в нашей книге?… Военно-морской историк, автор ряда серьезнейших работ по истории отечественного флота Г.А. Гребенщикова склоняется именно к этой версии…
Такова история корабельного справочника «О судах Черноморского флота, построенных со времени вступления на престол Государя Императора Николая Павловича», сохранившего для нас на своих пожелтевших страницах незабываемый дух эпохи парусных военных кораблей и ту роль, которую Главный командир адмирал М.П. Лазарев сыграл в строительстве и развитии Черноморского флота…
Прошло время, на смену романтической эпохе паруса, пришла новая эпоха - паровых, винтовых, железных и стальных кораблей,
Но опять над ними сердца дрожат
И опять заботы на них лежат
О, старинные корабли…
( Н. Матвеева)
И опять заботы на них лежат
О, старинные корабли…
( Н. Матвеева)